Как мошенники выманивают доступ к онлайн-банку с помощью поддельных приложений

Злоумышленники начали активно распространять в мессенджерах модифицированные версии программ для удалённого доступа под видом приложений служб поддержки банков. Они меняют сами названия программ и иконки (добавляют наименование и визуал нужного банка), а также надписи в некоторых текстовых полях. Такую схему обнаружили эксперты "Лаборатории Касперского". Цель мошенников — получить доступ к онлайн-банкингу на устройствах с Android.

Что за приложения?

Атакующие копируют легитимные приложения для удалённого доступа, одно из которых также есть в Google Play, но намеренно вводят людей в заблуждение, модифицируя их. Легитимные приложения представляют собой программы с открытым исходным кодом, поэтому для злоумышленников не составило особого труда создать на их основе поддельные. Также эксперты столкнулись со случаями модификации готовых установочных пакетов.

Как выглядит схема?

Сначала мошенник звонит потенциальной жертве, в большинстве случаев — через мессенджер. Он представляется сотрудником службы поддержки банка и под разными предлогами побуждает человека установить приложение, которое присылает в сообщении в виде файла — установочного пакета. После этого злоумышленнику остаётся только узнать у доверчивой жертвы необходимые данные, чтобы получить удалённый доступ к смартфону.

При чём тут эволюция?

Ранее злоумышленники уже использовали одну из обозначенных легитимных программ для удалённого доступа, чтобы обманным путём добраться до онлайн-банкинга на мобильных устройствах. Мошенники звонили потенциальным жертвам и вынуждали скачать приложение напрямую из Google Play. Здесь им "помогал" тот факт, что если составить поисковой запрос определённым образом, то первым результатом в выдаче оказывалась именно эта программа. Интересно, что большое количество негативных комментариев в отзывах под ней злоумышленники могли объяснять, например, делом рук конкурентов. Сейчас схема обмана эволюционировала: вероятно, мошенники поняли, что многих смущает не имеющее отношения к банкам название и внешний вид ПО, поэтому они стали рассылать модифицированные версии программ пользователям в популярных мессенджерах.

"Ещё в прошлом году, судя по отзывам на Google Play, чтобы вынудить жертву найти в сторе и скачать определённую программу для удалённого доступа, злоумышленники изобретали самые разные приёмы. Например, ссылались на то, что приложение переименовали якобы из-за санкций, поэтому оно не имеет ничего общего с тем или иным банком. Пытались запугать тем, что только с этим приложением данные будут в безопасности или что оно необходимо, чтобы никакое другое устройство не могло подключиться к личному кабинету клиента. Встречались и другие поводы — якобы на пользователя пытались оформить кредит и, чтобы отменить операцию, нужно воспользоваться ПО службы поддержки банка. Не исключаем, что похожие легенды могли использоваться злоумышленниками, когда они начали распространять уже модифицированные версии программ для удалённого доступа", — отмечает Дмитрий Калинин, эксперт по кибербезопасности "Лаборатории Касперского".

"Отмечу, что "Лаборатория Касперского" защищает пользователей от модифицированных версий приложений удалённого доступа и детектирует их как Trojan.AndroidOS.Fakeapp.fm. Чтобы надёжно защитить свои устройства и безопасно работать в сети, мы рекомендуем комплекс мер. В первую очередь, настороженно относитесь к ссылкам и присланным файлам для скачивания в сомнительных сообщениях. Также используйте только официальные программы — из магазинов приложений или сайтов компаний-разработчиков. Кроме того, устанавливайте защитные решения на всех устройствах, к примеру, и на ноутбуке, и на смартфоне. И помните — если вас торопят, просят сделать что-либо быстро, не давая времени на раздумья, — вероятнее всего, это мошенники", — прокомментировал Валерий Зубанов, управляющий директор "Лаборатории Касперского" в Казахстане, Центральной Азии и Монголии.