Как новому стартапу вырасти за год на 2700% в Казахстане?

Как новому стартапу вырасти за год на 2700% в Казахстане?

Стартап — это предприятие, которое всегда сопряжено с большими рисками. Согласно статистике, 9 из 10 стартапов обречены на провал. Примерно 20% новых предприятий терпят неудачу в первый год, 30% — во второй, а к пятому году около 50% из них закрываются.

По данным CB Insights, главной причиной, по которой они терпят неудачу, является неправильное понимание рыночного спроса (в 42% случаев). Действительно, создание коммерчески успешного проекта требует глубокого и всестороннего анализа рынка. При этом есть и другие факторы, влияющие на взлет бизнеса в первые годы.

В августе 2021 года после спада основной волны пандемии наша команда молодых казахстанских разработчиков создала образовательную платформу "CodiPlay" с первоначальным оборотом 2,5 миллиона тенге. Приложение по обучению детей программированию на основе геймификации смогло за год продемонстрировать динамику роста в 2700%. Стартап стал вторым в списке лидеров роста по итогам 2022 года в обзоре Smart Ranking казахстанского EdTech-рынка. В прошлом году оборот компании повысился уже до 70 миллионов тенге. Более того, в текущем году планируемый оборот составляет более 500 млн. Что позволило добиться такого результата? Рассказывает в материале Жанадил Талдыбаев, основатель и CEO стартапа "CodiPlay".

 Жанадил Талдыбаев, основатель и CEO стартапа "CodiPlay".

Выбрать верную нишу

Существует множество различных способов поиска идеи продукта или стартапа. Но все же гораздо важнее найти и четко сформулировать проблему, которую вы хотите решить благодаря своим разработкам. Наша команда решила сфокусироваться на образовательных инновациях, так как видела и понимала, какие есть трудные моменты и вызовы в отрасли. Образование всегда было в приоритете государства, но важность обучения ITпоследние годы вызывает оживленный дискурс на всех уровнях. При этом отечественный технологический рынок не имел решений на рынке и не мог конкурировать с единичными мировыми компаниями, которые заняли доминантную позицию.

Несмотря на то, что мы уже наблюдаем множество цифровых образовательных решений, EdTech по сравнению с другими технологическими направлениями, только начинает свое развитие. Это происходит как в Казахстане, так и во всем мире. Но эксперты прогнозируют, что сектор ждет революция благодаря появлению со временем крупных игроков с миллиардными доходами. Но пока индустрия не может конкурировать с IT-гигантами и на данный момент самый крупный EdTech-стартап в мире оценивается почти в два разе меньше, чем сервис для дизайна Canva.

Стартапы — это про людей

Стартапы, как и любой бизнес, основаны на энтузиастах. Профессиональная команда обеспечивает половину успеха. Крупные инвесторы сейчас вкладывают деньги не в идеи, а в людей. На первоначальном этапе необходимо убедить их в том, что у вас есть рабочая сила, необходимая для воплощения ваших идей в жизнь и содействия финансовому росту бизнеса. Для этого каждый член команды должен вносить вклад и обеспечивать экспоненциальный рост.

При этом инвесторы, как правило, хотят видеть профильных специалистов. В нашей команде 11 разработчиков, 7 из которых в штате и 4 — на аутсорсинге. Техническим директором является эксперт из Южной Кореи Ким Вансоп, имеющий более чем 10-летний опыт в создании мобильных приложений и игр.

Всегда можно найти финансирование

Предприниматели часто жалуются на нехватку капитала на рынке стартапов, мотивируя это тем, что инвесторы не заинтересованы в их проекте. Однако сегодня у стартаперов огромное число источников для получения средств на развитие своей идеи. Приведу свой пример. За два года компания "CodiPlay" прошла путь от небольшого EdTech-проекта до полноценного продукта, который уже масштабируется на зарубежный рынок. В этот период были выиграны казахстанские и международные гранты на общую сумму более $200 тысяч.

Первым драйвером роста стала программа инкубации и акселерации NURIS (Nazarbayev University Research and Innovation System) в 2021 году. Она длилась два месяца и позволила получить нам финансирование в размере двух миллионов тенге. Многие компании, фонды и правительства поддерживают стартап-идеи. В нашем случае это были концерн "Роял Датч Шелл" (1,5 миллиона тенге), АО "QazInnovations" (18 миллионов тенге), программа финансирования IT-стартапов от Astana Hub (5 миллионов тенге). Также сегодня имеется большой выбор международных конкурсов. К примеру, мы выиграли грант "Creative Economy" в размере $30 тысяч от K-Startup в Сеуле и получили $150 тысяч на бизнес-конкурсе "High Growth". Но тот факт, что предприниматели не могут привлечь внешнее финансирование, не означает, что их стартап не может расти и быть успешным. Среди мировых компаний есть примеры роста без внешних инвестиций.

Постоянная доработка и поиск инноваций

Для того, чтобы быть успешной технологической компанией, необходимо постоянно развиваться и выделяться. Одна из самых ценных вещей, которые может иметь бизнес — это уникальность или то, что выделяет его среди конкурентов. В процессе работы постоянно приходится дорабатывать идею и придумывать новые детали. Необходимо быть уверенным, что услуга или продукт будет доминировать на рынке и что есть реалистичный план для достижения этого. В нашем случае в Казахстане у стартапа практически нет прямых конкурентов. Одновременно, нам приходится соревноваться с такими мировыми гигантами как Lego, что заставляет еще более активно работать.

Масштабирование и международная экспансия

Стартап-инвесторы ищут идеи с очевидным потенциалом развития. Поэтому очень важно описать основные факторы роста, на которые вы будете опираться после выхода на рынок. Проект "CodiPlay" приступил к стадии коммерциализации только в 2022 году и работал без маркетинга, выполняя лишь тестовые продажи в целях доработки продукта. Тем не менее у стартапа появился большой спрос в B2B-сегменте — сейчас на стадии подписания находится несколько договоров на сумму более 1 млрд тенге. В этом году компания планирует заходить в сегменты B2G и B2C и ожидает рост в 10–15 раз. С этого года продукт выходит на рынки Южной Кореи, ОАЭ и Турции.

Технологии позволяют бизнесу быстрее масштабироваться. Поэтому стартаперам не стоит бояться международной экспансии. Зарубежные рынки готовы к внедрению иностранного продукта, если он предлагает уникальные решения. Как отмечают аналитики Smart Ranking у казахстанских edtech-проектов нет существенной выручки за пределами Казахстана, однако большинство игроков либо уже тестируют продукты на зарубежных рынках, либо планируют масштабироваться в 2023 году.

Согласно обзору казахстанского рынка венчурного капитала от Most Ventures, "несмотря на проблемы с финансированием, стартап-экосистема демонстрирует положительные признаки роста". Действительно, сообщество стартаперов готово развивать культуру и идеи, которые последние десятилетия активно продвигаются техноактивистами. Войти в рынок сегодня проще, чем когда-либо. Главное — толерантность к риску и готовность быть в процессе 24/7.