Как в Казахстане проходит роботизация бизнес-процессов
Роботизация бизнес-процессов стала отдельным трендом цифровизации. Пандемия заставила бизнес трансформироваться, и согласно проведенному исследованию KPMG, более 95% компаний во всем мире готовы инвестировать в технологии, которые позволят автоматизировать рутинные операции сотрудников.
IT-директора Казахстана и Центральной Азии среди топ-3 приоритетных областей для техноинвестиций выделяют технологии, связанные с Интеллектуальной автоматизацией. И по данным глобального опроса KPMG, 54% компаний планируют заниматься роботизацией процессов уже в ближайшие два года.
Технология RPA позволяет уменьшить зависимость от человеческих ресурсов в рутинных цифровых процессах, а спрос на нее только растет. Согласно последнему прогнозу, объем выручки от программного обеспечения технологий RPA достигнет 1,89 млрд долларов в 2021 году, что почти на 20% выше, чем в 2020 году.
На рынке Казахстана технология роботизации продолжает стремительно набирать обороты. Запрос на роботизацию бизнес-процессов есть у крупных компаний, которые уже частично автоматизировали системы управления предприятием. Потенциальный эффект от внедрения RPA по одному из бизнес-процессов национальной компании Казахстана оценили в 90 млн тг в год, или с ускорением операций в 5 раз.
Наибольший эффект от использования роботизации компания сможет получить от появившейся возможности и времени у специалистов на выполнение более творческой и аналитической работы.
Самыми роботизируемыми процессами называют:
— ввод и обработку счет-фактур;
— формирование заявок на начисление оплаты труда и отпускных;
— обработку документов отдела кадров и сверку выгрузок из различных систем;
— формирование отчетов и заполнение форм данными из разных систем.
«В большинстве случаев пилотирование роботизации, в том числе и на рынке Казахстана, начинается с финансовой функции вне зависимости от индустрии и отрасли или количества сотрудников внутри компании. Одной из главных причин этому является то, что исторически — финансы и бухгалтерия основаны на правилах и повторяющихся ручных процессах», — добавил Ильяс Алиев, Заместитель директора, практики Цифровые финансы (Digital CFO) KPMG в Центральной Азии.
Одно из самых распространенных заблуждений большинства компаний — разработка программных роботов занимает длительное время и пилотирование невозможно без масштабной автоматизации. Еще среди причин для беспокойства считают снижение количества рабочих мест. Несмотря на риски, 64% руководителей в мире считают, что в течение 5 лет цифровые технологии смогут создать больше новых рабочих мест, а не сократить.
На практике разработка одного пилотного робота обычно занимает от одной до трех недель, и начать внедрение программных роботов лучше всего постепенно, по мере роста и выявления слабых мест в бизнес-процессах. Это позволит снизить затраты на покупку большого количества лицензий и сократить нагрузку на весь бюджет компании.
«В ближайшее время интерес к роботизации будет только продолжать увеличиваться, в том числе и на рынке Казахстана, что, безусловно, приведет к дальнейшему переходу к программным роботам с искусственным интеллектом (ИИ) и использованию машинного обучения (Machine Learning), а также может стать драйвером для развития в сторону комплексной Интеллектуальной автоматизации (Intelligent Automation), в состав которой входят технологии ИИ, RPA, Low-code/ No-code Automation. Это платформы и решения с использованием пользовательского интерфейса и минимальными требованиями к знанию языков программирования и их синтаксиса», — отметил Константин Аушев Директор, Технологической практики KPMG в Центральной Азии.
По прогнозам Gartner ожидается, что уже к 2022 году 90% крупных организаций во всем мире в той или иной форме роботизируют свои бизнес-процессы. В планах у KPMG провести масштабное исследование среди компаний Казахстана и Центральной Азии, чтобы оценить текущее состояние и особенности рынка, а также определить основные направления использования роботизации.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте новости первыми!