Как видеоаналитика помогает в борьбе с COVID-19
Видеоаналитика — технология, которая позволяет автоматически получать, идентифицировать и классифицировать объекты на видео, которое передается с камер. Анализ при этом проводится в режиме реального времени. Системы видеоаналитики используют на производствах, в городском хозяйстве, строительстве, розничной торговле, логистике, управлении персоналом и многих других сферах.
С началом эпидемии коронавируса специалисты из разных стран адаптировали эту технологию для противодействия распространению болезни. Какие решения помогают сдерживать эпидемию и как их можно применять в посткарантинный период, читайте в нашем обзоре.
Камеры с тепловизорами помогают предотвратить вспышку COVID-19
Китай сумел остановить вспышку коронавируса за три месяца не только благодаря строгому карантину. В рамках борьбы с эпидемией в стране разработали десятки технологических решений. Компания по доставке еды Meituan Dianping запустила роботов, которые привозили пекинцам блюда из ресторанов. Ученые и инженеры сконструировали роботизированную руку на колесах, оснащенную камерами, которая может проводить УЗИ, брать мазки изо рта и прослушивать пациента с помощью стетоскопа. Власти отправляли в оживленные места беспилотники с тепловизионными камерами, способными определять людей с повышенной температурой.
Российские университеты используют тепловизоры для того, чтобы отслеживать распространение инфекции среди студентов и преподавателей. В Южно-Уральском государственном медицинском университете установили камеры, которые помогают оценивать состояние здоровья. Если тепловизоры дважды показывают превышение температуры, то студента или педагога отправляют домой. При этом оборудование способно измерять температуру одновременно у нескольких десятков человек. Разработкой данного решения занималась компания «Ростелеком».
Технология «умных видеосистем» доступна и в нашей стране. В начале июня компания «Казахтелеком» завершила тестирование тепловизионных камер с искусственным интеллектом. Устройства «сканируют» группу людей и «вычисляют» среди них тех, у кого температура выше нормы. Это не первый проект с использованием тепловизионных камер, который реализовали в «Казахтелекоме». В конце весны оператор совместно с офисом цифровизации города Алматы запустил проект централизованного тепловизионного наблюдения.
В городе установили «умную камеру», которая отправляет фотографию с пометкой Alarm на пульт ДЧС, если фиксирует очаг с температурой свыше 100 градусов. В начале июня тепловизор зафиксировал возгорание с расстояния в 10 километров и высоты 30 метров. Это позволило быстро погасить пожар на ВОАД. После окончания пилотного проекта такие камеры установят и в других городах Казахстана.
На предприятиях подобные решения помогают не только обнаруживать, но и предотвращать пожары. Система, в частности, сигнализирует о повышении температуры на каком-то технологическом узле. Линию можно оперативно остановить и определить причину перегрева, не допустив возгорания.
Система видеоаналитики определяет тех, кто не носит маски
Одним из первых решений в этой области была разработка компании из «Поднебесной». Китайская компания Hanwang (Hanvon) Technology из Пекина разработала первую в мире технологию распознавания лиц, которая может идентифицировать людей, даже когда они носят медицинскую маску. Вице-президент компании рассказал, что система распознавания лиц основана на технологии, разрабатываемой в компании уже 10 лет. В условиях эпидемии вируса распознавать лица людей стало сложнее, но разработчикам удалось модернизировать сервис: теперь программа способна распознавать людей в масках с точностью до 95%.
Аналогичное решение имеет и «Казахтелеком» — платформа видеоаналитики, которая умеет распознавать людей без масок и определять расстояние между посетителями. С ее помощью можно контролировать соблюдение масочного режима и дистанции в офисах и общественных пространствах. Обнаружив нарушение, «умная камера» фиксирует его и передает фото оператору.
В данный момент решение используют в транспортной системе Алматы. Камеры следят за соблюдением масочного режима, дистанции, а также за наполняемостью автобусов. Помимо этого, технология позволит отслеживать оплатили ли пассажиры поезд с помощью карт «Онай».
«Умные камеры» увеличивают безопасность городов и предприятий и повышают доходы бизнеса
«Умные камеры» изначально разрабатывались как решения в области безопасности.
Помимо тепловизоров, которые помогают предотвращать пожары, устройства могут быть оснащены системой распознавания лиц на основе алгоритмов нейросетей. Такую технологию уже несколько лет используют, в частности, московские власти. Камеры в подъездах, на территориях школ и детсадов, на станциях метро, в парках подключили к единой системе идентификации лиц. В режиме реального времени система сканирует лицо на видео и ищет совпадения в фотобазе полиции. Благодаря этому в московском метро каждый месяц задерживают более пяти разыскиваемых преступников.
Система распознавания лиц помогает в работе маркетологам крупных розничных сетей, например, Walmart. С ее помощью они могут идентифицировать клиентов и вести статистику их покупок, чтобы делать: персональные предложения; подсчитывать, сколько времени покупатель ждет обслуживания; анализировать поток движения людей в супермаркете, чтобы выставить на его пути самые рентабельные товары.
Год назад подобную технологию внедрили в ста супермаркетах российской сети «Перекресток». По результатам первых тестов в компании подсчитали, что покупатели стали жаловаться на обслуживание в полтора-два раза реже по сравнению с магазинами без системы видеоконтроля, а число чеков на одну кассу выросло на 9%.
Алгоритмы нейросетей позволяют определить даже уровень удовлетворенности клиента по результатам покупок. Кстати, подобные показатели интересуют не только маркетологов, но и HR-специалистов. Полтора года назад отслеживать эмоции персонала с помощью «умных камер» решили в одном из крупнейших агрохолдингов Украины — МХП. Там отталкивались от идеи, что счастливый сотрудник работает лучше.
Благодаря системам аналитики область применения «умных камер» выходит далеко за рамки сферы безопасности, борьбы с коронавирусом и маркетинговых исследований. Например, решение Mobotix от компании Konica Minolta можно использовать в строительстве, энергетике, логистике, рекламе, сферах здравоохранения, образования и даже коммунальных услуг.
Коронакризис, помимо негативных факторов, также оказал и положительное влияние, в основном, на IT-сферу. За короткий период времени многие технологии шагнули далеко вперед, и на рынке появились новые решения, которые можно будет использовать и в пост-карантинный период.