Какие инструменты помогут автоматизировать бизнес?

Какие инструменты помогут автоматизировать бизнес?

Эксперт Softline Казахстан, Степан Черепанов, рассказывает о важности и необходимости облачных сервисов и приводит конкретные решения под различные направления, которые помогут сориентироваться в инструментах по проверке гипотез для бизнеса.

 Степан Черепанов, руководитель отдела по развитию облачного бизнеса

Кто-то сказал: "Не дай вам Бог родиться в эпоху перемен", но никто не дал готового рецепта для тех, кто уже живет и появляется на свет сейчас. И если мы говорим про текущее состояние дел в корпорациях на рынке ИТ, да и вообще в бизнесе, хотим мы этого или нет, четвёртая промышленная революция с миксом "BANI-мира" существует, и заранее спрогнозировать "где подстелить соломку", практически невозможно.

Тем временем ИТ, как неотъемлемая часть цифровой трансформации, проникает все больше во все процессы компаний, и если раньше были скептически настроенные компании, предполагающие, что данный виток развития их не коснется, то уже сегодня они наблюдают, как конкуренты не только обошли их, но и смогли масштабироваться.

Да, раньше было время, когда можно было брать в качестве идеи новую технологию, а затем месяцами, а то и годами, наблюдать, как она сказывается на изменении процессов и замерять результаты, и далее принимать решение. Сейчас же рынок диктует совсем другие правила и не дает такой возможности.

Перед руководителями и лидерами компаний предстоит непростая задача — найти практически моментальный инструмент проверки гипотез для цифровой трансформации, при этом не неся излишних финансовых затрат. Порой, для увеличения инвестиционной привлекательности работникам деятельности компании требуется переосмыслить и изменить саму ДНК-компании — миссию и позиционирование, и нам известен такой успешный кейс — выход компании на IPO, позиционирующей себя в начале пути в качестве банка, а в итоге — ставшей финтех-компанией или платформой, где ядром выступают банковские услуги.

Если для формирования нового видения бизнеса учат на программах MBA, и с этим помогают специалисты из маркетинга, HR, коучи и другие направления бизнеса, то с технической стороны остается вопрос открытым. И часто ко мне обращаются именно с данным вопросом: у меня сформировался список достаточно проверенных рекомендаций в зависимости от того, что сейчас необходимо оцифровывать. Ниже приведу часть примеров, которые помогут сориентироваться в инструментах по проверке гипотез для бизнеса.

Направление:

 Как облачные технологии влияют на цифровую трансформацию.

Коммуникация между сотрудниками и различного рода сценарии по удаленному рабочему месту и работе из разных офисов и мест.

Инструменты:

  • Google Workspace ("must have" для творческих команд — маркетинг, дизайн и т.д., онлайн-работа над единым документом, также есть привычный текстовый редактор, инструменты по работе с таблицами и презентациями, телеконференцсвязь);
  • Microsoft 365 (офис по подписке).

Направление:

Инструменты для управлений проектами, позволяющие отслеживать полный цикл разработки продуктов (и не только цифровых).

Инструменты:

Топ, который на слуху: Jira, Slack и Microsoft Project Online (думаю, что разработчики первыми озвучат список сервисов, с которыми они эффективно сообща работают. И для этого особо не нужно быть знатоком в философии Agile или методологиях Scrum, Kanban и т.д.).

Направление:

Серверные мощности по запросу, когда необходим сервер под задачу (те самые слова как "процессор, оперативная память, хранилище" или так называемый Infrastructure as a Service — IaaS).

Инструменты:

Лидером и первопроходцем является Amazon — AWS. Далее — Microsoft Azure и Google Cloud Platform — если мы говорим про иностранные центры обработки данных. Если же необходимо соблюдать локальные законы о персональных данных, то тут варианты только локальные, например, Softline Cloud с платформой VMware.

Направление:

Анализ данных (продуктовая аналитика).

Инструменты:

Тут, как и в случае с разработчиками, аналитики сами легко подскажут привычные и эффективные инструменты. И я буду уверен, что вариации будут от Google Analytics с различными дополнительными инструментами, которые автоматически "заливают данные" в Google до Google-таблиц или Microsoft Excel.

Направление:

Работа с картами и навигацией (для логистических процессов и мобильных приложений).

Инструменты:

Можно выделить два лидера, которые пользуются популярностью в Казахстане и в СНГ — "Google.Карты" и "Яндекс. Карты". Это, прежде всего, связано с актуальностью и удобствами самих цифровых карт.

Направление:

Клиентский сервис — CRM ("избалованный" потребитель идет только туда, где просто и комфортно).

Инструменты:

Тут, как говорят, "на любой вкус и цвет". Приведу только три варианта, которые наиболее чаще встречаются в корпорациях:

  • Salesforce;
  • Zoho CRM;
  • Microsoft Dynamics 365.

Стоит брать и пробовать.

Направление:

Инструменты интернет-маркетинга и digital-рекламы.

Инструменты:

Инструментов — огромное разнообразие, и выбор инструмента будет зависеть от целевой аудитории, и, как следствие, ее местоположения. И первыми в списке будут инструменты от Google.

​​И напрашивается вопрос: что все эти инструменты объединяет или что в них общего? То, что это облачные сервисы.

И на это есть свои резоны, так как со временем именно облачные сервисы лучше всего проявили себя. И зачем "стирать вручную, если уже давно изобрели стиральную машину?".

Приведу топ-5 преимуществ облачных сервисов для тестирования бизнес-гипотез:

  1. столько, сколько нужно — биллинг построят по методу "pay-as-you-go". Не нужно, выводя денежные средства из оборота, платить за ПО, которое возможно через какое-то время устареет и "ляжет на полку". Нужно конкретное количество и на определенный срок проекта, дальше легко отказаться, если в инструментах нет необходимости;
  2. сервис по требованию — на примере сервиса вызова такси, что сейчас именно нужно, заказываешь и моментально получаешь. Не надо ждать оборудования месяцами и искать по наличию на складах, задаваться вопросами "куда поставить?" и "что делать?", если оно выйдет из строя;
  3. безоплатное нативно-понятное обучение по ходу использования. Не нужно тратить время на изучение. Как правило, в облачных сервисах, обучение уже начинается со стартовой страницы, и производители делают все, чтобы формат был эффективным и быстрым. И всегда есть возможность триального периода, он обычно составляет не менее 30 календарных дней, в течение которого можно опробовать функционал (или выдается ваучер на определенную сумму), проверить скорость подключения интернета и собрать обратную связь у команды, потом на основании этих данных уже принимать решение о выходе в коммерческое использование.
  4. сервис под задачу, а не лицензия, как право на использование ПО. Никаких лицензионных рисков. Больше не нужно проходить обучение по лицензированию, иметь штат, который бы следил за этим, иметь глубокие знания, чтобы не нарушить правила правообладателя. Все расписано, отталкиваясь от конкретной задачи и зашито в функциональные наборы — тарифные планы. Нужно "первое-второе-третье" — это один план (в смысле набора функционала), а если нужно что-то дополнительное "четвертое-пятое" — то это расширенный набор и т.д.
  5. защита от киберугроз на стороне правообладателя на уровне, который практически невозможно воссоздать локально у себя в серверной комнате. Каждый правообладатель стремится обезопасить свои Центры Обработки Данных (ЦОД), используя самые последние передовые инструменты защиты от киберугроз, так как работоспособность прямо сказывается на имидже правообладателя и по соглашению уровня доступности сервисов (SLA) несет финансовые гарантии.

Возвращаясь к названию статьи, реальность такова, что облачные технологии — не будущее, а я бы сказал — наша неизбежность. И вспомнил высказывание Билла Гейтса, которое ранее, возможно, не понималось: "Если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе!"

* Четвертая промышленная революция (англ. The Fourth Industrial Revolution) — (Индустрия 4.0) предполагает новый подход к производству, основанный на массовом внедрении информационных технологий в промышленность, масштабной автоматизации бизнес-процессов и распространении искусственного интеллекта.

** BANI-мир (brittle, anxious, nonlinear, incomprehensible: хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый).