Какие предпосылки у миграции в облачные технологии в Казахстане
Казахстанские компании все чаще задействуют облачные технологии и сервисы для решения бизнес-задач. Спрос во многом обусловлен доступностью облаков и возможностью получить нужные решения по запросу: без капитальных вложений и ожиданий. Одновременно с этим, повсеместному переходу на облака отчасти препятствует недостаточное понимание сути облачных технологий и возможностей их применения. Подробнее об этом рассказал технический директор VK Cloud в Казахстане Болат Кажкенов.
Облако и характеристики
Облачные вычисления — модель, позволяющая получать по требованию повсеместный, удобный сетевой доступ к общему пулу настраиваемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, хранилищ, приложений и сервисов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены.
То есть, в облаке ресурсы и инструменты развернуты на мощностях облачного провайдера, а пользователь просто использует их через интернет.
Облакам характерны некоторые особенности. Выделим несколько:
● Доступ по требованию (On-demand self-service). Пользователи могут самостоятельно получать, а также управлять вычислительными ресурсами и инструментами без взаимодействия с администраторами облачной платформы.
● Широкий сетевой доступ (Broad network access). Ресурсы доступны через стандартные сетевые механизмы и могут быть использованы с различных устройств (ноутбуки, смартфоны, планшеты).
● Объединение ресурсов (Resource pooling). Все вычислительные ресурсы располагаются в центрах обработки данных облачного провайдера, обслуживаются, обновляются и администрируются его командой. При этом доступные мощности динамически распределяются между всеми пользователями облака в соответствии с их текущими потребностями.
● Быстрая эластичность (Rapid elasticity). Ресурсы могут быть быстро и гибко масштабированы (увеличены или уменьшены) в соответствии с изменениями спроса и текущей нагрузки на инфраструктуру компании-заказчика.
● Измеряемость услуг (Measured service). Использование ресурсов контролируется и измеряется. Это позволяет прозрачно тарифицировать и оплачивать только фактически потребленные услуги по модели «плати по факту» (pay-as-you-go), что исключает необходимость оплаты за простаивающие мощности (как в случае с собственной локальной инфраструктурой).
Предпосылки начала работы с облачными технологиями
ИТ-команды сталкиваются с множеством типовых вызовов, часть из которых обуславливает рациональность начала работы с облаками.
● Постоянное давление на снижение затрат при растущих потребностях бизнеса. Работа с собственной физической инфраструктурой подразумевает, что покупать оборудование, настраивать и обслуживать его нужно самостоятельно. Помимо этого, нужно покупать ПО и оплачивать лицензии. В результате требуются капитальные инвестиции при низкой прогнозируемости нагрузки — мощности надо покупать с учетом пиковых нагрузок, из-за чего в обычное время они простаивают. При работе в облаке эти издержки исключены — все ресурсы и лицензированные инструменты оплачиваются по модели pay-as-you-go, то есть только за фактическое использование, что помогает кратно снизить расходы.
● Сложность управления инфраструктурой. Администрирование разветвленной ИТ-инфраструктуры и ИТ-ландшафтов требует глубокой компетенции — без этого сложно наладить взаимодействие всех компонентов, обеспечить совместимость сервисов, выстроить единые пайплайны и решать еще десятки смежных задач. При работе в облаке подобных сложностей нет, поскольку все задачи управления инфраструктурой остаются в зоне ответственности команды облачного провайдера.
● Растущие угрозы кибербезопасности и необходимость обеспечения устойчивости. В 2024 году в Казахстане зафиксирован рекордный рост киберпреступлений. В условиях подобных вызовов компаниям важно комплексно защищать данные и инфраструктуру от угроз на всех уровнях — от защиты сети до организации безопасности дата-центров. Помимо этого, важно сертифицировать используемый стек и оборудование. Это трудозатратно, дорого и долго. Работа в облаке существенно упрощает эти задачи: безопасность внешних контуров и инфраструктуры обеспечивает провайдер, а при необходимости каждый пользователь может реализовать дополнительные меры защиты с помощью доступных облачных сервисов.
● Необходимость интеграции новых технологий и инноваций в бизнес-процессы. По мере развития и масштабирования бизнеса многие компании сталкиваются с необходимостью расширения используемого стека инструментов. Но нередко с этим возникают сложности: новый сервис надо развернуть, интегрировать в существующий ландшафт и обеспечить его совместимость со всеми процессами. В облаке эта задача решается проще — как правило, провайдер предоставляет уже настроенные и совместимые решения, поэтому для интеграции новых технологий в бизнес-процессы достаточно подключить нужный сервис.
● Ожидания бизнеса в части гибкости, скорости и клиентоориентированности ИТ. Для сохранения позиций на высококонкурентном рынке Казахстана компаниям важно получать новые технологии быстро, иметь возможности оперативно перестраивать инфраструктуру и гибко адаптироваться под текущие запросы клиентов. В случае работы с физической инфраструктурой и стеком, развернутым on-prem (с жесткой привязкой к оборудованию), это проблематично. При работе с облачными платформами подобные запросы реализуются без проблем: ресурсы и новые инструменты можно получить по запросу и без длительных ожиданий, а конфигурировать инфраструктуру — практически без ограничений.
Преимущества и сценарии применения облаков
Облачные технологии можно эффективно применять для решения технических и бизнесовых задач в различных кейсах. Например:
● для мгновенного развертывания сред, организации параллельной работы, сокращения циклов разработки;
● для разворачивания надежного, масштабируемого хранилища, а также обеспечения доступности данных для аналитики;
● с целью получения доступа к мощным вычислительным ресурсам (например, GPU) для обучения моделей и обработки огромных массивов данных;
● для автоматизации управления инфраструктурой, упрощения мониторинга и снижения нагрузки на штатный ИТ-отдел компании;
● для получения возможности мгновенного реагирования на пиковые нагрузки и подключения новых мощностей без задержек и капитальных вложений;
● чтобы реализовать геораспределение ресурсов и гарантировать высокую доступность даже в случае временных сбоев на одной из площадок.
Помимо этого, работа в облаках позволяет и кратко сократить time-to-market, то есть время выхода продуктов на рынок. Этот результат достигается за счет многих аспектов:
● Быстрый провижинг среды. Вместо недель ожидания оборудования — минуты на создание тестовых и продакшен-сред.
● Стандартизация и автоматизация. Использование шаблонов и инструментов Infrastructure as Code (IaC) для повторяемого создания сред.
● Параллельная разработка и тестирование. Возможность одновременного запуска множества тестовых сред для разных команд или фичей.
● Устранение зависимостей. Снижение зависимости от физического оборудования и доступности ИТ-специалистов.
● CI/CD в облаке. Полная автоматизация процессов сборки, тестирования и доставки кода в продакшен.