Какие тренды образования обсудили на конференции EdCrunch Glocal

В Алматы прошла крупнейшая в Европе образовательная конференция EdCrunch Glocal, посвященная новым технологиям в образовании. Более 300 спикеров из 25 стран поделились передовым опытом в области педагогики, обсудили вопросы будущего сферы образования и влияния новых технологий, достижений науки в области обучения.

В этом году конференция EdCrunch Glocal охватила все уровни образования — дошкольный, школьный, высший, корпоративный, — а также направление для EdTech-стартапов.

На конференции приняли участие более 1000 человек и свыше 20 000 подключились онлайн. Среди них такие спикеры, как режиссер-сценарист, технологический предприниматель, основатель кинокомпании Bazelevs Тимур Бекмамбетов, теле- и радиоведущая Тутта Ларсен, пионер в области проектирования образовательного опыта (LXD) Нилс Флор, глава департамента международного развития, спортивного наследия и инноваций Международного центра спортивной безопасности (ICSS) Бахруз Балаев, руководитель и основатель каскадерской группы NOMAD STUNTS Жайдарбек Кунгужинов, президент благотворительного фонда "Саби" Асель Тасмагамбетова, акционер и председатель совета директоров Lancaster Group Берик Каниев, председатель попечительского совета ОФ "Altyn Qyran Foundation" Исламбек Салжанов и многие другие.

Обращаясь к участникам конференции, Аким города Алматы Бакытжан Сагинтаев отметил, что поиск правильных ответов на вызовы времени и формирование нового образовательного опыта являются вопросами стратегической важности.

"На повестке дня — вопросы развития качества образования и его соответствия ожиданиям рынка и общества. С целью решения этих задач мы реализуем новую стратегию "Алматы 2050", которая направлена на создание человекоцентричного города, открытого для всех, места для растущего казахстанского таланта, туризма и инноваций", — отметил Бактыжан Сагинтаев.

Он подчеркнул, что главным условием амбициозных планов является развитие человеческого капитала.

В своем приветственном слове Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов сказал:

"Неоспоримо — сегодня технологии определяют нашу жизнь. Именно поэтому развитие сектора образовательных технологий или, как его называют во всем мире, EdTech, очень важно для Казахстана. По мнению экспертов, в ближайшем будущем рынок EdTech вырастет в разы с нынешних 227 млрд долларов США. Нам пришлось переосмыслить многие вещи в последние 2 года. Образовательные платформы, онлайн-уроки в Zoom, Teams — все это быстро вошло в практику каждого казахстанского преподавателя. Увеличился контент на казахском языке — как самостоятельно разработанный местными EdTech компаниями, так и адаптированный лучший международный контент. Имея невысокий уровень цифровых навыков, мы все же смогли быстро перестроиться в сложных условиях и продолжаем это делать. Мы выходим из онлайн и возвращаемся в офлайн, где-то в смешанный формат. Очевидно одно — мы уже не вернемся в ту привычную систему образования, которая была до пандемии".

В блоке дошкольного образования рассматривались такие темы:

▪ базовые принципы воспитания детей дошкольного возраста в эпоху гаджетов;

▪ передовые методики раннего развития для дошкольников;

▪ управление цифровыми технологиями и превращение гаджетов в акселератор детских способностей и многие другие.

Блок школьного образования состоял из таких тем:

▪ революционные форматы школьного образования в постковидную эпоху;

▪ сложную историю взаимоотношений школьников и учителей, детей и взрослых;

▪ как учителям бороться с выгоранием и состоянием апатии;

▪ образовательное проектирование;

▪ офлайн- и онлайн-образование;

▪ сможем ли мы когда-то довериться машинам и отдать обучение наших детей в их железные руки;

▪ как собрать и развивать команду педагогов;

▪ бизнес-подход в современных школах и сообществах;

▪ создание продуктивной среды обучения и многие другие.

Профессор практики Московской школы управления Сколково Павел Лукша отметил основное, к чему должна стремиться школа в сегодняшних реалиях:

"Современная школа должна перестать существовать в парадигме, когда учитель и ученик взаимодействуют в системе "сверху-вниз" или "сиди и слушай". Участники образовательного процесса должны вступать в равноправный диалог, совместно искать новые пути решения задач, созидать, нарабатывать навыки, которые пригодятся в реальной жизни. Школа должна вовлекать, активизировать своих подопечных, учить их действовать в реальной жизни. Нужно больше прикладных предметов, практики, открытого диалога и открытости реальному миру".

В блоке высшего образования поднимались темы:

▪ почему наши университеты уступают вузам из топ-100 и какие проблемы образования предстоит решить, чтобы сократить разрыв с мировыми лидерами образования;

▪ как вузам привлекать преподавателей-практиков;

▪ нейробиология как основа максимальной эффективности;

▪ Креативность и критическое мышление как ключевые навыки, имеющие решающее значение для успеха в XXI веке;

▪ как вырастить поколение молодых людей с предпринимательским мышлением в рамках системы образования и за ее пределами;

▪ как обеспечить 100% вовлечение студентов и многие другие.

Сфера корпоративного образования была раскрыта через такие темы:

▪ что означает эффективность для каждого и как достигать успехов в своем темпе;

▪ предпринимательское мышление, подходы из бизнеса в образовательном процессе,

▪ развитие обучающих экосистем;

▪ Lifelong learning, стратегии по обучению как части корпоративной культуры.

Старший тренер группы профессионального обучения "Райффайзенбанк" Вероника Никулина рассказала об образовательных программах для сотрудников, используемых в компании:

"У нас есть система геймификации. Мы отводим неделю на прохождение тренинга, затем делаем срез и в конце обучения создаем табличку с баллами. Те, кто оказались в топе, получают подарки. На протяжении всего процесса работают чаты поддержки с тренерами, директорами и наставниками. Все они могут давать подсказки".

EdTech-блок был посвящен таким темам:

▪ развитие цифровых форм искусства и NFT;

▪ привлечение инвестиций и их эффективное вложение в разные системы образования: от дошкольного до непрерывного;

▪ масштабирование бренда без потери качества;

▪ роль L&D в трансформации бизнеса;

▪ что действительно важно и будет определять ситуацию на рынке EdTech в ближайшие годы.

Обсуждались как глобальные, так и локальные тенденции развития EdTech.

"Главным технологическим трендом, который изменит все, что мы знали о системе образования, станет искусственный интеллект. Еще один фактор, который повлияет на будущее образования — это soft skills, которые формально не связаны с технологиями, но задают вектор их развития. И, конечно, невозможно не отметить стремительное развитие технологий, связанных с использованием голоса. Уверен, что "голосовая" экосистема сильно изменит привычные процессы в ближайшее время!", — сказал Ави Варшавски, всемирно известный идейный лидер EdTech, основатель и президент Научно-исследовательского центра по образованию и технологиям MindCET.

"Мне кажется, три главных тренда на ближайшие годы — это персонализация, развитие технологий VR и AR и снижение цифрового неравенства. Самое важное — то, что все больше людей начинают использовать технологии в обычной жизни, доверять онлайн-образованию. И очень здорово, что постоянно появляются программы, которые помогают людям разного возраста получить шанс изменить профессию и начать новую жизнь", — поделилась Марианна Снигирева, генеральный директор "Нетологии".