Казахстан может стать финтех-хабом

«Помогать нашей стране становиться своеобразным финтех-хабом»: директор Wooppay Александр Бондаренко о финтех-рынке и планах компании.

Сегодня на рынке Казахстана несколько десятков финтех-компаний. Самым популярным направлением в нашей стране по-прежнему остается сегмент платежей, переводов, мобильных кошельков. Между тем, рынок финансовых технологий в Казахстане на таком уровне был не всегда. Об истории развития финтех-решений в стране не понаслышке знают основатели компании Wooppay. Она стала первой системой электронных денег, занесенной в качестве платежной организацией в реестр Национального банка РК.

О начале пути, финтех-рынке Казахстана и о достижениях команды рассказал директор Wooppay Александр Бондаренко.

Вы стояли у истоков развития не только самой компании Wooppay, но и в целом развития финтех-рынка в Казахстане. Расскажите, пожалуйста, об этом этапе.

Все началось в 2011 году с идеи создания сервиса для оплаты коммунальных услуг с баланса мобильного телефона. Главный плюс такого сервиса заключался в удобстве. Проект был представлен в Алматы на конкурсе стартапов BarCamp под названием "Мобильный Казахстан". На тот момент о финансовой сфере нам было мало чего известно, поэтому проект был отправлен на доработку.

Новая версия была представлена в 2012 году. Проект получил инвестиции, и 1 декабря была проведена первая транзакция вместе с "Евразийским банком": пополнение мобильного баланса с электронного кошелька. С этого момента 1 декабря 2012 года считается днем рождения компании Wooppay.

На момент нашего открытия существовали компании, которые, как правило, предоставляли возможность проводить платежи через терминалы самообслуживания. То есть тогда все только начиналось, и готовых финтех-решений на рынке в онлайн-платежах не было. Были похожие функции у отдельных банков, интернет-банкинги, но именно независимых электронных кошельков в Казахстане не было. Из самых заметных на тот момент можно отметить WebMoney, из российских — QIWI.

Экосистема финансовых технологий в Казахстане сегодня активно развивается. Уже сейчас можно наблюдать порядка 70 компаний, деятельность которых в большинстве своем сосредоточена на платежах и переводах. Что отличало Вашу компанию от финтех-компаний, открытых позднее?

Мы сразу замахнулись на создание экосистемы. К моменту запуска электронного кошелька в ней был разработан ряд сервисов:

  • Покупка билетов (в кино и на мероприятия);
  • Маркет, где можно приобрести различные товары;
  • Заказ цветов;
  • Бронирование столика в ресторане;
  • Доставка еды.

Также был реализован ряд социальных функций:

  • Возможность завести друзей;
  • Новостная лента;
  • Сервис "Мечта". Накопить на свою мечту кешбэк и купить любой товар в магазинах наших партнеров.

В чем уникальность компании Wooppay сегодня?

Это единственная финтех-компания, которая расположена не в столице и не в Алматы. В 2014 году мы сконцентрировались на предоставлении B2B-решений, и наша уникальность сегодня в том, что Wooppay стала мультипродуктовой финтех-компанией.

Мы создали платформенные решения, предоставив возможность пользоваться финансово-технологическими сервисами как бизнесу, так и физическим лицам.

Мы первыми запустили мобильные финансовые сервисы, то есть оплату услуг с баланса мобильного телефона.

Провели интеграцию с визой в проекте Visa QR.

Запустили совместный проект с "Казпочта", благодаря чему теперь можно обналичивать денежные средства в отделениях по всей стране.

То есть мы везде пробивали дорогу самостоятельно, первыми интегрировались с крупными поставщиками, и уже после нас эти сервисы появлялись на рынке.

Уникальность компании еще и в том, что мы предлагаем точечные решения для бизнеса и зарабатываем непосредственно с платежей. То есть мы приходим, внедряем технологии в бизнес, а он в свою очередь не тратит средств по факту на то, чтобы получить решение под ключ.

Сегодня в компании работает более 150 человек. У нас есть офис в Алматы, в Узбекистане, в Таджикистане. Сейчас получаем лицензию в Грузии.

Каково это — развивать компанию, не живя в столице. Какие сложности встречаются на пути и какие есть при этом преимущества?

На самом деле тяжело быть в "тусовке", нужно постоянно ездить в Алматы, Нур-Султан. В последнее время я сам переехал в Алматы, чтобы по возможности как можно больше участвовать во всех мероприятиях, конференциях, встречаться с партнерами. Наверное, это самая главная трудность. И самый главный минус нахождения в регионе — это предвзятое отношение. В начале пути такое было часто, но со временем мы себе сделали репутацию.

Также тяжело искать кадры. Нам приходится брать ребят из университета, со второго, третьего курсов, самостоятельно обучать, запускать свою Академию. Начиная с 2012 года и вплоть до 2018, не было качественных кадров на рынке в области финансовых технологий. Наверное, мы одна из тех компаний, которая как раз подготовила очень много нужных специалистов. Многие теперь работают в экосистемных продуктах крупных игроков, в других финтех или IT-компаниях, банках.

Из преимуществ нахождения в регионе, конечно, это уровень зарплаты: себестоимость от создания продукта у нас ниже. Хотя в последнее время уровень выравнивается в связи с распространением культуры удаленной работы. Поэтому я думаю, в ближайший год уже не будет особой разницы в зарплатах между Алматы, Нур-Султаном и Карагандой.

Чего удалось достичь за десятилетний путь и какие новые точки роста выстраиваете?

На данный момент стратегия компании заключается в диверсификации, позиционировании своего бренда, в создании клиентских продуктов и погружении пользователей в нашу экосистему. Раньше мы были сосредоточены на платформенных решениях, предоставляя крупному бизнесу и их клиентам возможность пользоваться готовыми финтех-продуктами.

Мы в процессе запуска своей цифровой карты, которая будет привязана к балансу кошелька. Также отрабатываем проекты в странах присутствия. В Узбекистане уже два мобильных оператора запустили возможность проведения платежей с баланса телефона. В Таджикистане запущены все мобильные операторы. Также мы смотрим в сторону денежных переводов, быстрых, удобных, дешевых. Для этого уже есть реализованный проект совместно с HalykBank. Приложение называется TEZ — это переводы по номеру телефона из Казахстана в Узбекистан. Мы можем определить, на какую карту отправят деньги по номеру телефона. Также сейчас доступны переводы на локальные таджикистанские карты одного из местных банков.

Мы хотим сконцентрироваться на этих направлениях и включить в работу все страны, имеющие тесные социально-экономические связи с Казахстаном. Если говорить о глобальной цели, то мы хотим помогать нашей стране становиться своеобразным финтех-хабом.

Ранее мы рассказывали о том, что казахстанское IT-сообщество развивается не только в Нур-Султане и Алматы, но и в регионах. В Караганде этим занимается инициативная группа людей, заинтересованных в том, чтобы в Казахстане появилась собственная Кремниевая долина.