Казахстан разрабатывает закон об ответственности цифровых платформ
19 июня Министерство культуры и информации опубликовало два консультативных документа к проекту об изменении регулирования онлайн-платформ и масс-медиа и внедрению ответственности за правонарушения в этой сфере, которые планируется разработать в 2026 году.
В настоящей статье мы рассмотрим потенциальное влияние данных предложений на соцсети, мессенджеры, стриминги и иные международные цифровые сервисы.
Согласно действующим нормам Закона об онлайн-платформах и онлайн рекламе для работы на территории Казахстана и, соответственно, работы с казахстанскими пользователями и бизнесом, онлайн-платформы должны назначить своего уполномоченного представителя, ответственного за взаимодействие с органами власти.
Как отмечают разработчики, данный механизм не в полной мере обеспечивает эффективное регулирование, т.к. он не предполагает достаточного уровня юридической и финансовой ответственности онлайн-платформ, а также не позволяет в полной мере осуществлять контроль за соблюдением законодательства.
Среди ключевых проблем и вызовов, ответы на которые разработчики документа планируют реализовать в рамках нового законопроекта указаны:
· «отсутствие реальных механизмов влияния на платформу», которую предлагается решить за счет внедрения требования по созданию представительств (юридических лиц) в казахстанской юрисдикции.
· Определение правового статуса и регулирования онлайн-кинотеатров и стриминговых сервисов, которые в настоящее время не имеют специфического отраслевого регулирования.
Министерство ссылается на аналогичный европейский опыт – Закон Евросоюза о цифровых услугах (Digital Services Act), германский Закон о сетевом обеспечении (Netzwerkdurchsetzungsgesetz, также называемый «законом о Facebook») и британский Закон о безопасности в интернете (Online Safety Act). В международном опыте делается упор на следующие вопросы:
· Штрафы и санкции. В частности, отмечается практика наказаний за несоблюдение законодательства, предусматривающая как временную блокировку сервисов, так и существенные штрафы в абсолютных значениях (до 50 млн евро в Германии), так и оборотные штрафы – до 6% мирового дохода за нарушение регулирования ЕС, и до 10% за нарушение регулирования Великобритании.
· Антимонопольное регулирование. Отмечается опыт США по выявлению и регулированию скрытых комиссий и платежей, расследование сделок по слияниям и поглощениям и выявлением случаев злоупотреблением доминирующим положением на рынке.
· Регулирование рекламы и медиасервисов. Британский и европейский опыт по регулированию рекламы и алгоритмов профайлинга пользователей онлайн-платформ (таргетной рекламы).
Требования по открытию представительств реализованы в ряде развивающихся стран, которые представляют собой весьма объемные и растущие рынки, к примеру – Вьетнам (более 100 млн человек), Индонезия (более 280 млн человек) или Россия (более 145 млн человек), рынок которой покинули многие международные онлайн-платформы.
Аналогичные меры были приняты в Узбекистане в конце прошлого года, без какого-либо предварительного анонсирования и публичного обсуждения. Пока что трудно говорить о том, как международные компании решат действовать на узбекистанском рынке.
Разработчики консультативных документов отмечают, что внедрение такого регулирования способно привести к уходу иностранных онлайн-платформ из Казахстана и возможном снижении конкуренции в этой сфере.
Однако, факт того, что подобное регулирование предлагается вводить с соблюдением определенных требований по прозрачности и публичности, дает надежду на то, что будет найдено оптимальное решение, которое устроит все заинтересованные стороны и не окажет негативного влияния на казахстанцев.