Казахстанские корпорации развиваются вместе со стартапами
В начале этого года ведущая мировая компания в сфере прорывных технологий Bitfury, Fintech Hub AIFC и Astana Hub объявили о сотрудничестве, которое поможет крупным корпорациям развивать бизнес с малыми и средними технологическими командами. О том, как совместная инициатива будет работать в Казахстане, редакции bluescreen.kz рассказала руководитель направления корпоративных инноваций Fintech Hub AIFC Асель Абдрахманова.
Асель, три партнера объединились для совместной инициативы, какова роль в этой программе каждой из них?
Bitfury Kazakhstan — ведущая мировая компания в сфере прорывных технологий, лидер на глобальном рынке Blockchain и AI решений. Она отвечает за полную аналитическую, методологическую поддержку и реализацию основной программы.
Fintech Hub AIFC отвечает за поиск, экспертизу и поддержку финтех-стартапов, поможет с привлечением венчурного капитала, структурированием сделок на базе МФЦА, получением налоговых преференций, специального трудового и визового режима, откроет доступ к песочнице Fintech Lab, предоставит PR и маркетинговое сопровождение.
Astana Hub — крупнейший международный технопарк для IT-стартапов в Центральной Азии — отвечает за поиск, оценку и поддержку IT-стартапов, а также предоставит победителям специальный налоговый режим, стартап-визу (разрешение на работу до 5 лет), доступ к R&D партнерам, инкубационные и акселерационные программы для успешных стартапов, а также место в коворкинге, маркетинговую и PR-поддержку.
Такое сочетание позволяет значительно снизить риски и инвестиционные расходы компаний при сотрудничестве со стартапами (на каждый $1 вложений до $1 в виде ресурсов поддержки). В чем уникальность программы, и каковы ее цели?
Это первая на рынке Казахстана такого рода долгосрочная и структурированная программа, позволяющая выстроить системную работу корпорации с внешними источниками инновационных идей и разработок. Цель программы — помочь казахстанским и зарубежным корпорациям успешно расти и конкурировать через сотрудничество с внешними технологическими командами и развитие внутренней инновационной культуры.
Для каких компаний и отраслей предназначена программа и зачем, собственно, корпорациям работать со стартапами?
Участником может стать компания любой отрасли и масштаба, готовая работать по модели открытых инноваций. Решая бизнес задачи в сотрудничестве со стартапами, корпорация получает:
— большую базу входящих идей, знаний и вариантов решений;
— снижение затрат на разработку инновационных решений и запуск продуктов (меньше cost-to-market);
— быстрый вывод продуктов на рынок (меньше time-to-market);
— гибкое реагирование на требования рынка и развитие технологий;
— интеграцию решений разных отраслей, выход на новые рынки;
— развитие предпринимательской культуры в компании.
Каковы преимущества и выгоды программы для корпораций?
В первую очередь, это решение бизнес-проблем, выход на другие рынки и новые точки роста. Программа открывает доступ к новым технологиям, экономит средства и время корпорации за счет интеграции готовых решений и адаптации внешних разработок под свои потребности, дает возможность создать собственную экосистему вокруг бренда.
Не менее важные выгоды — обучение команды и развитие культуры предпринимательства, поиск новых идей и партнеров, привлечение талантов, PR и позиционирование в качестве инновационной компании.
Самая большая воронка технологических команд в регионе, вкупе с широкой сетью международных партнерств организаторов, позволяет найти лучшие проекты на высоком уровне зрелости.
С корпорациями все ясно, а что со стартапами?
Для стартапов это возможность получить крупную корпорацию в качестве якорного заказчика, прямой доступ к целевой аудитории (топ-менеджмент), доступ к инфраструктуре корпорации и отраслевой экспертизе, быстрое тестирование решений, инвестиции, узнаваемость и нетворкинг (другие стартапы, инвесторы, эксперты, партнеры и др.).
Как будет проходить поиск и отбор стартапов и по каким критериям будут определяться победители?
Поиск стартапов будет проходить как через объявление открытого конкурса участников для инновационной экосистемы (инкубаторы, акселераторы, технопарки, университеты, венчурные фонды и др.), так и посредством точечного скаутинга (поиска) подходящих проектов/команд в Казахстане и за рубежом. Точные критерии отбора проектов определяются вместе с корпорацией, но в любом случае будут включать степень положительного экономического эффекта для бизнеса корпорации, технологическую зрелость решения, опыт и квалификацию команды, масштабируемость решения и др.
В первичном отборе команд примут участие как привлеченные технологические и отраслевые эксперты, так и представители корпорации. На финальном демо-дне будут подведены итоги и определены победители совместно с топ-менеджментом компании.
Асель, как в дальнейшем будет развиваться сотрудничество между корпорациями и стартапами?
Базовый механизм партнерства — заключение со стартапом offtake-контракта взамен на долю в стартапе, позволяющего превращать расходы корпорации в инвестиции. Но также есть и другие варианты партнерства:
— прямые закупки услуг или технологии;
— партнерство через совместную разработку или интеграцию решений;
— инвестирование (покупка доли, заем с опционом, имущественный взнос);
— выкуп (поглощение) стартапа для получения контроля над технологией;
— наем команды стартапа в штат (acqui-hire);
— продажи новых продуктов стартапа под брендом корпорации в обмен на долю от доходов (white label);
— revenue share — предоставление доступа к клиентской базе корпорации в обмен на долю стартапа.
Есть и другие гибкие варианты в зависимости от целей, предпочтений и риск-аппетита корпораций и стартапов.
Сколько всего длится программа, и какие основные этапы?
Программа в среднем рассчитана на один год. За это время команда проведет полный бизнес-анализ вашей корпорации, определит самые актуальные "боли" и найдет команды для их решения. За год планируется провести от 5-6 челленджей (конкурсов) по поиску технологических решений. Сама же программа состоит из четырех основных этапов:
— выстраивание стратегии и корпоративного управления в области инноваций и венчурного инвестирования;
— внутренний анализ корпорации для выявления точек роста, актуальных бизнес-задач и детализации запроса на инновации;
— проведение среди участников инновационной экосистемы открытого конкурса для поиска технологических решений под запрос корпорации.
— по итогам отбора лучших команд, проведение пилотного тестирования проектов и интеграции в бизнес корпорации, содействие в структурировании сделок, запуск проектов и поддержка стартапов.
По такой же методологии была успешно реализована и продолжает работать программа корпоративных инноваций в холдинге BI Group.
Сколько нужно инвестиций для реализации данной программы?
Программа может быть предоставлена в обмен на ежемесячный фиксированный платеж (service model), долю в капитале и доходах стартапа (success fee model) или комбинацию двух моделей (фиксированная цена + доля в стартапе).
Совместная инициатива мировой технологической компании и двух опытных экосистемных партнеров даст толчок развитию культуры открытых корпоративных инноваций и выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества с лучшими стартапами.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте новости первыми!