Know Your Customer или Know Your Transaction?
В настоящее время довольно сложно найти человека, который не сталкивался с аббревиатурой KYC (Know Your Customer, "Знай своего клиента"). Исключением являются только люди, которые не пользуются услугами банков и прочих финансовых организаций.
KYC является важной составляющей в системе противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, позволяющая финансовой (и не только) организации провести проверку потенциального клиента, чтобы выявить факторы, которые могли бы не позволить вступить с ним в деловые отношения (например, наличие негативной информации, связь с преступными элементами).
Применение KYC является обязательным для так называемых субъектов финансового мониторинга, которые осуществляют его в рамках требований законодательства о ПОД/ФТ. Однако, используют его далеко не только они, но и иные организации, желающие обезопасить свой бизнес от негативного влияния третьих лиц.
Вместе с тем, уже сейчас очевидно, что недостаточно просто идентифицировать клиента, а нужно постоянно изучать операции и поведение клиентов, чтобы выявить различные схемы, направленные на отмывание денег и иные предикатные дня него преступления (мошенничество, торговля наркотиками, коррупция).
Хорошим инструментом в этом является процедура KYT (Know Your Transaction, "Знай свою транзакцию"), которая актуальна для изучения операций с фиатными деньгами, так и цифровыми активами в виде криптовалюты. К слову, для рынка криптовалют и организаций, чья деятельность связана с такого рода активом (криптоброкеры, криптобиржи), данная тема весьма актуальна в связи с наличием вопросом, связанных с высоким уровнем анонимности, усложняющим мониторинг и выявление подозрительных операций.
Традиционный KYC делает большой акцент на личности клиента, вместе с тем, KYT сдвигает данный акцент на транзакции клиента, проверку кошельков.
Вместе с тем, часто слышу необоснованные тезисы и сравнения о том, какая процедура лучше. На самом деле, что KYC, что KYT являются составляющими одной целостной системы и дополняют друг друга.
KYC дает концептуальное понимание клиента, основанное на документах и данных, необходимых для идентификации клиента, проверки по различным "черным спискам", санкционным программам, принадлежности к публичным должностным лицам и упоминаниям в СМИ.
Многие организации в процессе мониторинга клиентов присваивают им один из уровней риска, где низкий уровень риска говорит о том, что в отношении клиента нет каких-либо подозрений, вместе с тем, при выявлении подозрительных операций уровень риска такого клиента должен вырасти, что автоматически сделает проверки в отношении его более строгим.
KYT дает расширенное представление о характере операций такого клиента. В тех случаях, когда преступники пытаются действовать через подставного человека или компанию, чтобы скрыть связь с собой, такой подход является весьма важным, так как позволяет найти подозрительные и не стандартные действия, которые могут стать сигналом к тому, что клиент не так уж и чист.
Тема весьма интересная, поэтому в декабре расскажу о ней более подробной в рамках специального ивента, посвященному надлежащей проверки клиентов и контрагентов.