Комплаенс по законам шариата в Казахстане и МФЦА: Регулирование, особенности и перспективы


В условиях растущего интереса к исламским финансам и расширения исламских инструментов в странах вне традиционного исламского мира особую значимость приобретает качественный шариа-комплаенс (Shariah Compliance). Казахстан, позиционирующий себя как региональный финансовый хаб, уже сделал важные шаги в этом направлении, в том числе в рамках юрисдикции Международного финансового центра «Астана» (МФЦА). Однако, для устойчивого развития исламского финансового сектора критически важно не только наличие соответствующих продуктов, но и развитая система контроля, в частности, шариа-комплаенс, отличающаяся от классического комплаенс.

Казахстан — одна из немногих стран Центральной Азии, имеющая специальный закон об исламском финансировании. Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» включает положения об исламском банкинге, а местный регулятор выпустил ряд нормативных актов, регулирующих деятельность исламских банков. Важной институциональной платформой развития исламских финансов является МФЦА, действующий по принципам общего английского права и имеющий отдельную регуляторную и судебную систему.

В свою очередь, Astana Financial Services Authority (AFSA) – регулирующий орган МФЦА — выпустил AIFC Islamic Finance Rules, устанавливающие требования к исламским финансовым институтам, включая механизмы шариа-комплаенс. В контексте местного регулирования под исламским банковским бизнесом подразумевается деятельность по предоставлению финансирования или осуществления инвестиций путем вступления в качестве принципала или агента в любой исламский финансовый контракт с одновременным привлечением средств для этой деятельности. 

Согласно вышеуказанным данным AIFC Islamic Finance Rules, исламское финансовое учреждение должно разработать, внедрить и поддерживать Islamic Financial Business Policy, которая охватывает, в том числе, порядок осуществления функций надзора за соблюдением требований шариата. Вместе с тем, регулирование исламских финансовых институтов осуществляется посредством целого перечня актов МФЦА, среди которых можно выделить AIFC Islamic Banking Business Prudential Rules, AIFC General Rules, AIFC Companies Rules, AIFC Takaful and Retakaful Prudential Rules, AIFC Conduct of Business, AIFC AML/CFT and Sanctions Rules и прочие.

Если говорить именно о шариа-комплаенс, то среди ключевых требований для организации можно выделить:

·            наличие внутреннего шариа-комитета (Shariah Supervisory Board) для исламских финансовых организаций;

·            обязательная проверка всех продуктов и контрактов на соответствие принципам шариата;

·            хорошей практикой является назначение Sharia Compliance Officer — специалиста, отвечающего за внедрение стандартов шариа на практике и мониторинг их реализации, который расширяет контрольную функцию, поддерживаемую классическим Комплаенс-офицером и Money Laundering Reporting Officer организации.

Регулирование в целом сильно ориентируется на стандарты Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions (AAOIFI) и Islamic Financial Services Board (IFSB), что обеспечивает гармонизацию регулирования с международной практикой исламских финансов.

Задачей Shariah Supervisory Board организации является обеспечение деятельности организации соответствию с нормами шариата. Для этого Shariah Supervisory Board:

·      разрабатывает, внедряет и контролирует систему управления и соблюдения норм шариата исламским финансовым учреждением;

·      обеспечивать проведение проверок для оценки соответствия исламского финансового учреждения требованиям Шариата в соответствии со стандартами AAOIFI;

·      ежегодно готовит отчет в соответствии со стандартами AAOIFI.

Таким образом, Шариа-комплаенс офицер организации является аналогом классического комплаенс-офицера организации, который делает упор на обеспечении соответствия нормам применимого исламского права. Оба направления комплаенс дополняют друг друга и обеспечивают должную защиту интересов и репутации организации. Весьма важно достижение синергии от взаимодействия Шариа-комплаенс офицера и Комплаенс-офицера.

Важной составляющей для обоих комплаенс-офицеров является понимание основ исламского права, понимание вида деятельности организации и ее продуктов. Сюда же можно добавить безупречную деловую репутацию, которая является важнейшей составляющей.

Казахстан и МФЦА имеют прогрессивную регуляторную базу, которая привлекает как местных, так и зарубежных игроков. В связи с чем, в данных юрисдикциях активно развивается сфера исламских финансов.

Свой вклад в развитие отрасли вносят и некоммерческие структуры и профессиональные сообщества, такие как:

·       Association of Islamic Finance and Business — организация, которая активно развивает принципы исламского бизнеса и финансов в Казахстане, и объединяет профессионалов, предпринимателей, ученых и других участников индустрии исламских финансов и бизнеса;

·      Ассоциация Compliance Hub — крупнейшая ассоциация комплаенс-экспертов в Казахстане и Центральной Азии, которая продвигает высокие принципы антиотмывочной и антикоррупционной культуры в регионе, и фокусируется как на стандартных вопросах комплаенс, AML/CFT, так и на вопросах шариа-комплаенс.

Несмотря на текущие достижения, рынок исламских финансов и такое направление как шариа-комплаенс все еще находятся в процессе дальнейшего развития, в частности синхронизируются нормы законодательства, осуществляется адаптация к новым вызовам и быстро меняющемуся ландшафту мира финансов и финтех, проводится работа по повышению осведомленности потенциальных клиентов о возможностях и особенностях исламских финансовых продуктов.

Шариа-комплаенс в регионе — это не просто новая функция внутри комплаенс-системы, а полноценный элемент институциональной инфраструктуры, основанный на принципах этики, справедливости и духовных норм. Благодаря прогрессивному регулированию и поддержке международных стандартов, страна имеет все предпосылки стать региональным центром исламского финансирования, а значит и примером эффективного шариа-комплаенс в регионе.

Остается только продолжать развивать процессы, усиливать компетенции сообщества и повышать осведомленность заинтересованных сторон.