Концепция торговой политики Казахстана
В сентябре текущего года Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан опубликовало проект Концепции торговой политики Казахстана до 2030 года, в котором значительное внимание уделено вопросам регулирования электронной коммерции.
Для международных и казахстанских компаний, работающих в сфере электронной коммерции, будет интересно ознакомиться с рядом положений этого документа.
Впервые электронная коммерция получила статус самостоятельной отрасли в столь высокоуровневом в архитектуре госпланирования документе. Примечательно, что наряду с Концепцией у регулятора уже есть отдельный План развития на 2025-2027 годы, продолжающий предыдущий аналогичный планы на 2022-2025 годы и дорожную карту по развитию электронной торговли до 2025 года.
По предварительной информации документ может быть утвержден до конца 2025 года. Разрабатываемая Концепция включает в себя три основных направления:
· Формирование современной торговой экосистемы – цифровая трансформация, развитие биржевой торговли, электронной коммерции и современных форматов ритейла.
· Создание условий для роста отечественного производства и продвижения экспорта – защита внутреннего рынка и поддержка несырьевого экспорта.
· Комплексная защита прав потребителей – обеспечение качества и безопасности товаров и услуг.
Электронная коммерция как точка роста
Разработчики Концепции рассматривают e-commerce как самостоятельную индустрию с рядом приоритетов:
· создание системы стимулирования казахстанских онлайн-бизнесов для выхода на международные рынки;
· проведение комплексного исследования экосистемы электронной коммерции в Казахстане (платежные системы, логистика, регулирование, цифровая грамотность населения и т.д.) в 2029–2030 годах, а также формирование на его основе первого Национального отчета о развитии электронной коммерции;
· разработка специального закона об электронной коммерции, регулирующего деятельность маркетплейсов, защиту прав потребителей и вопросы трансграничной торговли. МТИ планирует внести соответствующие предложения в Правительство до конца 2027 года;
· создание сети мультимодальных складских комплексов, логистических центров и пунктов фулфилмента для обеспечения ускоренной доставки товаров как внутри страны, так и на внешние рынки.
В целом, раздел о развитии e-commerce фокусируется на создании новых возможностей для бизнеса и привлечении иностранных инвестиций.
В целом акцент в этом разделе сделан на создании новых возможностей для бизнеса и привлечении иностранных инвесторов.
Экспорт через маркетплейсы
Продвижение несырьевого экспорта также тесно связано с электронной коммерцией, поскольку данный блок предусматривает работу по продвижению казахстанских товаров через маркетплейсы.
Описание этой задачи включает инициативы по предоставлению бизнесу возвратной поддержки в таких областях, как регистрация на маркетплейсах, адаптация контента, маркетинг, логистика и участие в онлайн-активностях.
Однако проект документа не уточняет, кто именно будет предоставлять такую поддержку, кто будет ее получателем и каким образом будут действовать механизмы возвратности (при наличии таковых) вложенных государством ресурсов.
Следует отметить, что данный раздел в целом прописан наименее детализировано.
Защита прав потребителей
Отдельное внимание уделено вопросам качества и безопасности товаров, реализуемых через онлайн-платформы. Примечательно, что данный блок предусматривает законодательное закрепление норм с требованиями о соблюдении требований технического регулирования в электронной коммерции.
Госорган-разработчик отмечает, что с ростом объемов электронной коммерции увеличиваются риски распространения товаров, не соответствующих установленным в Казахстане требованиям безопасности, особенно в отношении продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Регулятор также указывает, что для обеспечения системной защиты прав потребителей и повышения качества товаров на рынке e-commerce необходимо ввести:
· прямую обязанность продавцов и операторов электронных площадок размещать и продавать только продукцию, имеющую подтверждение соответствия установленным требованиям (сертификаты, декларации и иные формы оценки соответствия);
· механизмы проверки подлинности документов о соответствии;
· интеграцию платформ электронной коммерции с информационной системой технического регулирования;
· меры ответственности за несоблюдение, включая санкции в отношении продавцов и площадок, допускающих реализацию несертифицированной или опасной продукции.
В частности, в 2025-2026 годах Концепция предусматривает принятие закона об эффективной защите прав потребителей, под которым подразумевается новая редакция Закона о защите прав потребителей. Данные поправки в существенной мере ориентированы на регулирование вопросов защиты прав потребителей в сфере электронной торговли.
Международные ориентиры
Авторы Концепции опирались на опыт четырех стран и регионов:
· Китай – лидер мировой e-commerce, где ключевую роль играют государственные инвестиции в цифровую инфраструктуру и поддержка национальных платформ (Alibaba, JD.com, Pinduoduo). Особое внимание уделено цифровизации МСБ, субсидированию логистики и снижению барьеров для трансграничной торговли.
· Сингапур – пример интеграции локальных компаний с международными маркетплейсами (Amazon, Lazada, Shopee) и инвестиций в цифровые логистические хабы. Также отмечены меры в сфере кибербезопасности и защиты данных.
· Европейский Союз – гармонизация правил электронной торговли в рамках Европейской цифровой торговой стратегии и регулирование деятельности крупных игроков через Digital Markets Act.
· США – подход Федеральной торговой комиссии (FTC) к защите прав потребителей и созданию системы общественных отзывов и рейтингов, повышающих прозрачность рынка.
В документе не описывается опыт казахстанских игроков и не используется опыт соседних стран, при том, что в Казахстане существенную долю электронной торговли занимают российские сервисы Ozon и Wildberries, а в Узбекистане активно развивается сервис Uzum.
Интересно еще и то, что на недавно прошедшем в Астане Евразийском антимонопольном форуме было заявлено о том, что Казахстану и странам ЕАЭС следует модельные правила регулирования цифровых рынков, и что сделано это было как раз в контексте EU Digital Markets Act.
Заключение
Подводя итог, можно отметить, что международным и местным компаниям, работающим в сфере электронной коммерции и смежных отраслях, следует заранее подготовиться к участию в разработке законопроекта о регулировании электронной коммерции.