Креативная индустрия в Казахстане: место, где рождаются компании-единороги


Победа в цифровой экономике и креативные индустрии – к чему придет Казахстан в ближайшие годы? 

Чтобы достичь быстрого и качественного прогресса в ближайшие 5 лет, Казахстану необходимо наращивать инвестиции в человеческий капитал. К такому мнению пришли участники прошедшего в Алматы CFO Summit. 

В частности, одна из панельных сессий была посвящена развитию креативной экономики. Участники сессии затронули весьма болезненные вопросы. Как остановить отток талантливых людей из нашей страны? Почему без креативных индустрий мы не сможем стать по-настоящему конкурентоспособным государством, и как обстоят дела с их развитием в Казахстане? 

Финансовый директор Яндекс GO Денис Похазников, отметил:

«Мы, как представители технологической части бизнеса, видим в Казахстане колоссальный успех в области развития IT технологий в банковском секторе. Мы видим, что Казахстан уже победил в цифровой экономике».

Действительно, у нас есть отличные разработки, способные вывести бизнес на новый уровень, и не только в банковской сфере. Подтверждает это тот факт, что отечественный ИТ-продукт уже экспортируется на внешние рынки. Например, ERP-система darlean от казахстанских разработчиков ранее была запущена под брендом 5Qit на рынке Индонезии. И сегодня есть все предпосылки, чтобы darlean занял хорошую нишу не только в Юго-Восточной Азии, но и в арабских странах и даже в Европе.  

«Согласно исследованиям McKinsey, 74% времени представители МСБ тратят на неключевые активности, – сказал Болат Садыкулов, управляющий партнер группы компаний DAR. – И только 26% – на то, что приносит дополнительную стоимость. Что входит в эти 74 процента? Это бухгалтерия, банкинг, кредитование, айти, настройка процесса продаж. Мы поняли, что хотим “заработать” время для наших предпринимателей, поэтому разработали платформу ERP darlean, которая нацелена сократить эти 74 до 24 процентов. На рынке Индонезии, уже 18 компаний пользуются нашей платформой, которую мы локализовали. В обновленном функционале цифровой платформы есть ИИ-помощник, способный работать, например, с протоколами встреч, держать руководителей в курсе всех аспектов бизнеса и мгновенно анализировать данные, отслеживать события. Darlean предоставляет опции для подписания документов с помощью ЭЦП, облегчая бремя бумажной волокиты. Наше решение, как система автоматизации бизнеса, помогает повысить эффективность сотрудников, избавляя от рутинной работы. Через это у людей высвобождается время для более творческих активностей, они могут больше думать и создавать инновации, улучшать процессы, придумывать новые решения». 

Другие участники панельной дискуссии также показали результативность казахстанских ИТ-продуктов. Азиз Теймуров, CFO EVRIKA рассказал, как внедрение искусственного интеллекта позволило сократить затраты на ежедневную обработку данных. А собственное мобильное приложение для курьеров позволило повысить эффективность доставки на 20%. Это не просто важно для такого агрессивного бизнеса, как ритейл. Инновации снижают издержки компании, от чего выигрывают конечные потребители, получая товары по более доступной цене. 

Айдын Маутхан рассказал об успешных кейсах внедрения ИИ в 13 организациях, которые обслуживает его компания NeoGPT. И, вопреки опасениям многих, ИИ не лишает людей рабочих мест, а только способствует их созданию. 

«Это миф, что ИИ растит безработицу. В течение ближайших лет те, кто первыми поймут ИИ, будут востребованы», – отметил Айдын. 

Высокий потенциал казахстанских разработчиков и их продуктов очевиден. Означает ли это, что в ближайшие годы мы увидим рождение собственных компаний-единорогов? Как заметили участники саммита, климат для выращивания единорогов у нас еще не самый благоприятный. 

«Цикл жизни казахстанского стартапера очень короткий, – сказал Айдын Маутхан. – Чаще всего стартап придумывает инновационное решение, большой банк это видит, но не обращается к создателю, начинает сам это разрабатывать. Разумеется, мощности стартапа или банка несопоставимы. И стартап, придумавший идею первым, умирает. В Казахстане очень плохая защита интеллектуальной собственности».

Есть немало вопросов к самим стартапам. Участники саммита обратили внимание на то, что местные разработчики в большинстве своем не отличаются оригинальностью. Чаще все работают с одинаковыми, подчас устаревающими технологиями, реплицируя уже существующие решения. Однако и развиваться в полную силу стартапы не смогут, пока будет сохраняться тенденция, когда крупные компании создают собственные ИТ-отделы, чтобы, используя идеи и экспертизу стартапов, фактически отбирать их наработки. А помимо этого, существуют и другие масштабные проблемы.  

«Я недавно задумался, возможно ли, чтобы Nvidia зародилась в Казахстане? Нет, — сказал Азиз Теймуров. – По простой причине: основатель, скорее всего, никогда не приехал бы сюда жить. У нас нет комфортной инфраструктуры. Возьмем Алматы – нечем дышать и огромные пробки. И если мы в своих основных городах не можем обеспечить качественную жизнь, то к нам таланты ехать не будут. Они и не едут. Возьмем лучшие таланты Бишкека, Ташкента, Душанбе – они разве здесь, в Алматы? Нет. Моих сокурсников очень много было из Центральной Азии – ни одного из них сегодня нет в Алматы».
«Любая стартапная среда – это деньги и инвестиционный климат. Тут нового ничего не придумаешь, — сказал Дениз Похазников. – Деньги либо внутренние, либо внешние. Чтобы внешние деньги появились, нужно создать среду стартапов. Но я, генеральный директор юрлица в Казахстане, несколько недель назад ходил в налоговую. И не хочу повторять этот опыт больше никогда. Помимо коррупции, нет дружелюбной государственной среды для стартапов, столкновение с госорганами столь болезненно, что отбивает напрочь этим заниматься». 

Между тем, о настоящем успехе отечественных продуктов, как и успехе нашей креативной экономики в целом мы сможем говорить, лишь когда наши разработки будут масштабироваться и пользоваться растущим спросом на внешних рынках. Но большинство казахстанских стартапов, в отличие от darlean еще не могут этим похвастаться. И на данный момент тенденция в стране обратная – пока что мы активно экспортируем только таланты. 

«Молодые талантливые ребята, а вся креативная индустрия – это про молодых людей – они уезжают за границу, потому что ищут новые условия жизни, условия для самореализации, – сказал Болат Садыкулов. – Чтобы их удержать, нужно развивать инвестирование – финансирование стартапов. Причем не только в государственном, но и корпоративном секторе. У нас популярна тенденция финансировать на этапе инкубации, зарождения стартапов. На мой взгляд, нужно сместить парадигму в сторону акселерации. Те стартапы, которые уже зарекомендовали себя, заработали опыт, выручку, имеют какую-то клиентскую базу – у них шансов выжить больше. И если начать финансировать такие проекты, дело пойдет лучше». 

По мнению Болата Садыкулова, еще одной большой проблемой является и то, что творения казахстанских стартаперов часто так и не выходят в массы. При том, что существуют даже госзаказы, и разработчиков привлекают для их реализации. Но на этом все и заканчивается – инициативы ради инициатив. И это демотивирует разработчиков больше всего, ведь им крайне важно, чтобы люди видели их продукты и пользовались ими. 

 Другая проблема креативной экономики Казахстана, по мнению участников дискуссии, – недофинансирование этой области. 

«Нужно поменять установку и инвестировать больше в венчурные истории. Не туда, где стабильный кэш, а туда, где есть истории красивых мечт о единорогах», – сказал Болат Садыкулов.

 Модератор сессии Виталий Волянюк, CEO Digital Business, заметил, что прошлогоднее исследование MostVentures по объемам сделок с казахстанскими стартапами показало цифру порядка $60 млн. Если поделить сумму на 20 млн казахстанцев, то объем венчурного капитала в нашей стране – всего $3 на душу населения в год. В развитых экосистемах, как Сингапур, Эстония, Израиль, США – это суммы от сотен до тысяч долларов. 

«Наши стартапы очень сильно недокапитализированы. Особенно, я согласен с Болатом, те, у кого уже есть клиенты и понятная бизнес-модель, метрики, которые растут. В Казахстане они не могут поднять больших денег, поэтому уходят на другие рынки. И при этом мы видим, что достаточно небольшие вложения в создание инфраструктуры ИТ-компаний и стартапов за несколько лет дали объем ИТ-экспорта в $500 млн. Это, по мировым меркам, цифра скромная, но хороший показатель в сравнении с тем, что было. И говорит о том, что есть сектор, который приносит высокую отдачу на капитал. Поэтому мы точно должны инвестировать больше в технологические стартапы и в таланты», – подытожил Виталий Волянюк.