Креативность в эпоху ИИ: взгляд дизайнеров
По мере того, как ИИ-инструменты совершенствуются, профессионалы в самых разных сферах все больше задействуют новые технологии. Особенно это заметно по работе дизайнеров. Есть надежды, что нейросети расширят творческие возможности специалистов. Но звучат и опасения, что грядет серьезная конкуренция ИИ и человека. Разберемся, как нейросети меняют дизайн уже сейчас и чего ждать от них в будущем.
Помощник, но не замена
Нейросети находятся на том этапе развития, когда им можно доверять часть рутинной работы в творческих сферах. Это касается обработки и стилизации изображений, подготовки материалов для презентации сценариев, сборки шаблонных текстов.
Речь идет, в первую очередь, об оптимизации рабочих процессов. Хороший специалист может быстрее закрывать задачи, используя ИИ-инструменты. Но без подготовки нейросети не принесут пользы: о полноценной работе с нетривиальными задачами пока речи нет.
Специалисты отмечают: необходимо научиться подбору точных формулировок для ИИ, чтобы получить адекватный результат. А это обучение занимает много времени. Так что ошибочно думать, что нейросети — спасение для бесталанных и ленивых. Искусственный интеллект действительно позволяет дизайнерам и копирайтерам сэкономить время на типовых задачах. Но бывают случаи, когда быстрее выполнить работу своими руками.
Кейсы
ИИ-инструментов на рынке много. Один из самых популярных — Midjourney. Эта нейросеть рисует изображения по текстовому описанию от пользователя. Схожий функционал у DALL-E, разработанной OpenAI. Платформа ClipDrop позволяет быстро редактировать и обрабатывать изображения, а Dora AI работает в качестве конструктора сайтов. Нейросети вроде DeepBrain и Sora помогают генерировать видео.
Разные нейросети можно комбинировать. Например, ТЗ и пожелания заказчика можно пропустить через чат-бот, чтобы он хорошо «упаковал» все материалы. А потом на их основе можно сгенерировать видео с использованием другого ИИ-инструмента.
Компании в последнее время стали открыто делиться опытом использования ИИ в дизайне, подчеркивая инновационность своего подхода.
Казахстанская Citix, занимающаяся цифровой наружной рекламой, сообщала, что использовала три разные нейросети при создании ролика для Tradernet.Global. Речь о рекламе подборки акций «Модный портфель». В компании не раскрыли подробности, какие именно ИИ-инструменты были применены. Но схема была следующей: чат-бот предложил идею, еще одна нейросеть создала модели одежды и обуви из купюр, а третья собрала видеоролик.
Allur сообщала о совместном проекте с рекламным агентством REDKEDS CA — создании ролика к юбилею автомобильной компании. К работе привлекли нейродизайнера Риза Есентаева, использовался функционал нейросети Warpfusion. Но в этом случае ИИ выполнил только часть работы. Сгенерированный продукт потребовал серьезного вмешательства специалистов.
В inDrive рассказали, что пока не ждут от нейросетей решения нетривиальных задач, но задействуют инструменты для уменьшения трудозатрат.
Специалисты отмечают, что нейросети — «пока что вспомогательный инструмент, который не умеет качественно создавать что-то новое».
Осенью inDrive запустили кампанию, посвященную проблеме аварийности на казахстанских дорогах. На трассе Алматы-Конаев появились креативные билборды с надписями «Не спал — за руль не садись», «Всего 4 часа сна? В 4 раза выше риск ДТП», «Хочется спать — надо поспать, берегите себя в пути».
Это как раз пример проекта, в котором ИИ не смог заменить человека. Основная задача была придумать простой и запоминающийся визуал, а нейросети пока недостаточно хорошо генерируют идеи.
Плюсы и зона риска
Использование ИИ при разработке дизайна дает много преимуществ. Вот несколько из них:
- экономия времени и ресурсов на выполнении рутинных задач,
- опция создания сразу несколько вариантов дизайна на выбор,
- снижение затрат и повышение доступности дизайна для небольших компаний,
- возможность черпать вдохновение для собственного авторского контента.
Есть и минусы. Например, при обработке большого массива данных нейросети могут допускать ошибки. Поэтому результаты их работы требуют тщательной проверки.
Во всем мире активно обсуждается проблема авторских прав. Это касается и материалов для обучения ИИ, и готового контента. Например, в этом году стало известно, что Meta обучает модели искусственного интеллекта на публикациях в своих соцсетях. И для этого не требовалось открытое согласие пользователей. А гиганты вроде OpenAI неоднократно получали иски, связанные с материалами для тренировки моделей.
Сложно гарантировать уникальность того продукта, который генерирует нейросеть. Новый проект создается по мотивам того массива данных, на котором был обучен ИИ. Это значит, что существует риск копирования чужой идеи. А люди на изображениях и видео могут оказаться очень похожи на реально существующих.
В использовании нейросетей есть и этический аспект. Да, ИИ пока не может заменить дизайнеров. Но потенциально уже способен потеснить фотографов и моделей, которые участвуют в создании материалов для рекламных кампаний и клипов. При этом фотобанки адаптируются и предлагают материалы для генерации изображений, на которые не распространяются авторские права.
Законодательное регулирование рынка ИИ пока находится в разработке. Поэтому компаниям стоит принимать меры во избежание исков.
Взгляд в будущее
Глава OpenAI Сэм Альтман написал эссе The Intelligence Age («Век интеллекта» или «Эпоха разума») о глобальных перспективах ИИ. Он уверен, что у людей появятся целые команды «умных» помощников. Альтман признал, что рынок труда изменится. Но, по его мнению, это благо, так как людям не придется тратить жизнь на малоэффективный труд. В качестве примера он упомянул работу фонарщиков. Альтман считает: если бы они увидели будущее человечества, то сочли бы такой уровень процветания невообразимым.
В случае со сферой дизайна замещение человека нейросетями в ближайшее время не ожидается. Но прогнозируется более плотное сотрудничество специалистов и ИИ.
Искусственный интеллект уже изменил работу дизайнера. Умение использовать нейросети стало конкурентным преимуществом, хотя с оговорками. Речь в основном о типовых задачах, но и для их выполнения требуется подготовка. Пока ИИ не обладает автономностью и результат зависит от точности формулировок.
Нейросети используются все активнее, и на казахстанском рынке появляются кейсы использования различных ИИ-инструментов для создания рекламы. На фоне распространения технологии возникают юридические и этические вопросы, которые еще предстоит решить. Дизайнерам за свою работу опасаться пока рано. Ожидается, что нейросети будут совершенствоваться на правах неутомимых помощников, а не замены человеку.