Личный бренд в сети: как он помогает бизнесу продавать больше
Личный бренд руководителя — это способ продвижения не только первого лица, но и всей компании. Грамотное выстраивание личного бренда позволяет повысить узнаваемость, сформировать положительное мнение о компании, методах ее работы и о личности руководителя. В то же время, под личным брендом каждый часто понимает что-то свое: для одних это прокаченный профиль в соцсетях, для других — известность в профессиональной среде. Что же такое личный бренд, когда он нужен и как его развивать — рассказываем в этой статье.
Что такое личный бренд
Личный бренд — это образ эксперта, сформировавшийся у других людей. Джефф Безос сформулировал это так: "Личный бренд — это то, что о вас говорят, когда вы вышли из комнаты". Другими словами, это то, как можно описать персону в двух словах касательно его деятельности и личностных качеств. Личный бренд может быть сформирован на широкую аудиторию, а может — на нишевые профессиональные сообщества.
Например, журналисты деловых СМИ знают, что за комментариями по инновациям можно приходить к условному Марату Ж., потому что он работает в известной IT-компании, является экспертом в высоких технологиях и охотно общается с медиа-площадками, а жители левого берега Астаны знают, что за идеальной улыбкой нужно идти в клинику Х, потому что там работает доктор Серик К., который ведет Instagram, где очень понятно объясняет все вопросы, связанные со здоровьем зубов.
Тут скрывается важная и на первый взгляд неочевидная вещь. Вы можете иметь огромные охваты в своих соцсетях и вовлеченность в посты, но при этом личного бренда у вас может не быть вовсе. Аудитория не считывает ваш образ, или акцент в вашем имидже сделан не на целевые для вашего бизнеса характеристики. Получается известность на широкую аудиторию, которая на практике не приносит никакой пользы. Сильный личный бренд должен выполнять нужные вам бизнес-задачи. И эти задачи должны быть сформулированы вами заранее.
Личный бренд сегодня как никогда влияет на продажи. Если у руководителя развитие личного бренда не в приоритете, это не может не сказаться на общей выручке. По оценкам международного PR-агентства Weber Shandwick, рыночная стоимость компании почти на 44% зависит от репутации CEO. А размер венчурных инвестиций в стартапы, фаундеры которых активно пользуются LinkedIn на 20% больше, чем у тех, основатели которых в LinkedIn неактивны.
В качестве примера сильного личного бренда можно привести казахстанского предпринимателя Арманжана Байтасова. Он является владелецем телеканалов MuzzОne, журналов Forbes Kazakhstan и Forbes Georgia, телекоммуникационной компании Icon, основным акционером авиакомпании АО "Jet Airlines". Другой кейс — Бейбит Алибеков, предприниматель, владелец медиахолдинга и издательства Blackberry, основатель бренда Alibekov. Почему мы можем назвать их имена брендом?
Доверие людей — это неотъемлемая часть, которая важна при построении личного бренда. Оба бизнесмена периодически участвуют в благотворительных акциях, ведут сборы помощи, занимаются общественно полезной деятельностью. К примеру, Арманжан Байтасов — участник благотворительного проекта "Дом мамы". Бейбит Алибеков часто оперативно и неравнодушно реагирует на беды казахстанцев (помощь больным детям, сбор пострадавшим в Экибастузе). В своих социальных сетях оба бизнесмена периодически делятся простыми моментами из жизни: время с семьей, детьми. Это несомненно откликается у читателей и повышает доверие.
Когда бизнесмену нужен личный бренд
Создание и продвижение личного бренда руководителя — это длительный и ресурсозатратный процесс. Как понять, что вам пора развивать свой личный бренд?
- Вы продаете сложный продукт в В2В. Крутой личный бренд будет еще одной точкой касания с потенциальным клиентом и дополнительным аргументом для него, чтобы заключения сделки с вашей компанией.
- Social selling является каналом продаж, через который приходят значимые сделки и клиенты. Здесь выгода от прокаченного личного бренда руководителя очевидна — он напрямую работает на привлечение и удержание целевых клиентов.
- О развитии личного бренда можно задуматься, если вы достигли стеклянного потолка в продажах и хотите повысить средний чек. Сильный личный бренд руководителя придаст услугам и продуктам компании дополнительную ценность в глазах покупателей.
- Личный бренд руководителя, если заложить в него соответствующие месседжи, может работать и на формирование HR-бренда компании, на привлечение и удержание высококлассных экспертов и талантов.
- Аналогично личный бренд может сработать и для поиска дополнительных ресурсов на рынке, например, стратегических партнеров или инвесторов.
- В конце концов, через личный бренд можно формировать базу для социальных инициатив, если у бизнеса есть в этом потребность.
Если что-то из вышеперечисленного актуально для вашей компании, можно смело браться за развитие личного бренда руководителя.
Кроме того, личный бренд в сети станет вашим "спасательным кругом" в кризисной ситуации. Своим опытом поделился основатель и генеральный директор PR-агентства ITcomms Kazakhstan Александр Лихтман:
- "Весной этого года я переехал в Казахстан, где открыл PR-агентство для IT-компаний. Для меня это совершенно новый рынок, и многие привычные инструменты стали бесполезны, а чему-то пришлось учиться заново. Благодаря тому, что мой бренд как эксперта в пиаре и маркетинге уже был на слуху среди IT-комьюнити СНГ, мне было гораздо легче находить клиентов и заводить полезные партнерства с локальными профессионалами отрасли".
Строим личный бренд: первые шаги
- Проведите исследование репутации руководителя — это создавшееся общее мнение о его личных и профессиональных качествах, сильных и слабых сторонах. Такая аналитика обеспечит первичными данными и покажет, чего не хватает личному бренду и на какие его стороны нужно обратить более пристальное внимание. Так сказать, определите "точку А".
- Проанализируйте охваты — изучите соцсети и соберите все упоминания о персоне, личный бренд которой вы будете развивать. Здесь важно ответить на вопрос — насколько целевая аудитория (нынешние и потенциальные партнеры и покупатели, конкуренты, соискатели на рынке труда и т.д.) охвачена инфоприсутствием персоны. Есть ли регулярный фидбек от контента, вовлечена ли интересная бизнесу ЦА во взаимодействие с публикациями.
- Разработайте стратегию. Личный бренд руководителя, как и любые другие бизнес-активности, необходимо начинать с создания стратегии. В этом документе необходимо четко прописать какие цели и задачи должен выполнять личный бренд, для каких бизнес-целей, последовательность действий для достижения этих целей и контрольные показатели, которые можно легко измерить и использовать для выводов по эффективности работы с личным брендом.
- Используйте архетипы героя. Также полезным будет определить позиционирование и выяснить к какому архетипу героя относится личность руководителя. Как правило, выделяют 12 архетипов. Определив, ведущий из них, можно взять его характеристики за основу для проработки личного бренда. Это сделает образ человека более цельным и глубоким.
- Оцените ресурсы, которые руководитель может выделять на работу со своим личным брендом. Без вовлечения самого человека, личный бренд которого планируется активно развивать, заметных результатов добиться не получиться. Важно регулярно общаться с журналистами, пиар-специалистом и с аудиторией. Поэтому для серьезной работы с личным брендом вам потребуется команда.
Как заставить личный бренд СЕО работать на компанию
Чтобы личный бренд руководителя работал и на компанию, нужно:
- Синхронизировать образ бренда компании и личный бренд руководителя. При этом сам личный бренд должен быть органичен сущности человека. При необходимости, выделить те точки, где такая синхронизация есть и подумать над теми, где руководитель "не созвучен" бизнесу. Возможно, придется продумать стоп-список (например, политические / гендерные взгляды).
- Создать стратегию и пошаговый план действий. Здесь необходимо зафиксировать все цели и задачи, тактику работы с личным брендом и измеримые критерии эффективности. Стратегия — ваш главный документ по прокачке личного бренда и пониманию, сработали ваши усилия или нет.
- Настройте работу отдела продаж. Личный бренд руководителя может отлично выполнять свои задачи и создавать поток целевых заявок, которые приходят в компанию. Но если отдел продаж не видит в них ценности или не умеет обрабатывать такие обращения, или просто не справляется с возросшей нагрузкой — эффекта от работы и прокачки личного бренда руководителя вы не получите. Возможно даже задействовать личного ассистента руководителя для обработки запросов или сделать посадочную страницу, куда будут стекаться все обращения.
Работа по созданию и продвижению личного бренда в сети, который бы помогал достигать желаемых бизнес-целей, требует тщательного планирования и может занять достаточно много времени. В подавляющем большинстве случаев ее можно отдать профессиональному пиарщику, который возьмет на себя ответственность за результат и поможет сэкономить ресурсы компании.
В заключение приведем популярное высказывание Билла Гейтса: "Если вас нет в интернете — значит, вас нет и в бизнесе".