Что такое суперприложения и зачем они нужны

Что такое суперприложения и зачем они нужны

Допустим, вы решили сходить с друзьями в кино — данный процесс требует от вас нескольких действий. Вы можете согласовать планы в WhatsApp, заказать билеты в Ticketon, вызвать такси через Yandex и оплатить чек за еду через Kaspi. Но что, если можно было бы сделать все это в одном приложении на вашем телефоне? Удобно, просто и всего пара кликов.

Соцсети стараются закрыть в себе всё

Идея суперприложения впервые приобрела популярность в Китае с WeChat, приложением для обмена сообщениями, которое по сути выступает в качестве платформы для упрощения жизни в интернете в самой густонаселенной стране мира. WeChat не просто позволяет отправлять сообщения друзьям и просматривать их обновления в ленте; его также можно использовать для получения ссуды на покупку автомобиля. Торговля через мини-приложения, которые WeChat позволяет другим разработчикам строить на своей платформе, только в прошлом году достигла ошеломляющих 240 миллиардов долларов.

В западном мире компании, занимающиеся социальными сетями, догоняют упущенное время и возможность заработать. Они трансформируются из приложений для одного или двух вариантов использования — обмена сообщениями с друзьями или просмотра каналов контента — чтобы охватить все больше функций. В прошлом году Facebook начал добавлять функции покупок, которые избавляют пользователей от необходимости совершать покупки где-либо еще. Instagram также перестал быть просто соцсетью для публикаций наших ярких моментов жизни, он стал полноценной платформой, где можно в пару кликов приобрести продукт или услугу.

WhatsApp, который также является частью Facebook, недавно добавил каталог в Южной Америке, чтобы пользователи могли находить местные предприятия, а в Индии он тестирует банковские продукты, такие как ссуды. Twitter начинался как SMS-сервис, основанный на тексте, но теперь он позволяет пользователям размещать аудио-комнаты, информационные бюллетени и размещать свои твиты за платным доступом. TikTok недавно добавил возможность совершения покупок в приложении и представил платформу для разработчиков, позволяющую встроить свои собственные приложения в основной видеопоток.

Чтобы создать суперприложение, нужно стать частью жизни людей

Из всех крупных социальных сетей не из Китая, Snapchat, пожалуй, ближе всех на пути к превращению в суперприложение. Несколько лет назад он представил мини-приложения от других разработчиков, которые позволяют людям делать такие вещи, как вместе играть в игры, выступать посредником или заказывать билеты в кино — и все это, не выходя из приложения. В Snapchat сейчас более двух десятков мини-приложений, хотя компания еще не раскрывает их общее использование.

В переполненном мире приложений превращение в суперприложение в основном связано с тем, чтобы стать более интегрированным в жизнь людей и удерживать их внимание, будь то бесконечная подача коротких видеороликов или простой способ найти одежду для покупки.

Тектонический сдвиг в том, как работает экономика приложений, поддерживаемых рекламой, также стимулирует рост суперприложений. Компании социальных сетей, которые в основном процветали за счет отслеживания пользователей на разных сайтах, больше не могут быть уверены, что их реклама приведет к тому, что кто-то купит что-то в другом месте. Такой обмен данными исторически позволял приложениям легко отслеживать пользователей, перемещающихся по интернету, что, в свою очередь, давало рекламодателям четкий сигнал о типах рекламы, на которую будут реагировать конкретные люди.

Apple недавно усложнила для сторонних приложений iOS обмен данными с другими компаниями в рекламных целях благодаря новому запросу, который теперь отображается для пользователей. Google планирует аналогичный подход для Android и уже объявил о прекращении использования сторонних файлов cookie в своем браузере Chrome. Регулирующие органы во всем мире, особенно в Европейском союзе, вдобавок рассматривают законы, которые еще больше ограничат обмен пользовательскими данными между различными компаниями.

Проще говоря, если платформы, основанные на рекламе, такие как Facebook, не смогут отслеживать то, как люди взаимодействуют с другими приложениями, они будут больше работать, чтобы удерживать людей в своих приложениях как можно дольше, особенно в отношении действий, связанных с деньгами, например покупок.

Поскольку эти изменения Apple и регулирующих органов в значительной степени не ограничивают то, как приложения собирают данные о своих собственных пользователях, эти собственные данные теперь более ценны. Если пользователь Facebook совершает покупку, не выходя из приложения, он может предоставить эту информацию рекламодателю, который оплатил рекламу, которая привела к покупке. Рекламодатели, в свою очередь, платят больше денег, когда знают, что их реклама работает.

WeChat, напротив, явно не спешил с созданием рекламного бизнеса, вместо этого предпочитая брать часть транзакций, совершаемых через свое приложение и собственный платежный сервис. Его материнская компания Tencent зарабатывает большую часть своих денег в других областях, таких как игровые подразделения.

Самый большой риск для суперприложений — растущее внимание к мощи технологической индустрии

Правила Apple в настоящее время запрещают сторонним разработчикам размещать магазины приложений в своих приложениях, и им, по большей части, не разрешается принимать покупки в своих приложениях, не заплатив Apple 30 процентов. Благодаря юридическому давлению эти правила начинают меняться. И если правило Apple, запрещающее магазины приложений в сторонних приложениях iOS, когда-либо будет отменено, социальные сети, такие как Facebook, могут быть освобождены для размещения самих магазинов приложений, что позволит людям легче находить мини-программы или веб-игры в своих приложениях.

Регулирующие органы в США и Европе все более критично относятся к крупнейшим интернет-платформам. Даже Китай в последние месяцы начал заставлять WeChat и другие местные фирмы открывать свои платформы для конкурентов. Это признак того, что страна, где суперприложения впервые приобрели известность, теперь считает, что они обладают слишком большой властью.

На данный момент крупнейшие суперприложения по-прежнему находятся в Китае, и они значительно опережают активность разработчиков. В WeChat около трех миллионов мини-приложений и около 1 миллиона в Alipay, втором по популярности суперприложении в Китае. Пользователи в Китае и других незападных странах устремились к суперприложениям за последние несколько лет, но еще неизвестно, приживется ли эта концепция среди людей в других странах, которые уже привыкли загружать множество приложений для различных целей.

Так, по словам Каниета Раева, генерального директора Appboxo, главными претендентами на суперприложения являются те приложения, которые интегрируют платежи. Каниет Раев основал компанию после поездки в Китай несколько лет назад со своим соучредителем Нурсултаном Кенешбековым, где они наблюдали, сколько времени местные жители проводят в WeChatе. По словам Раева, Appboxo сейчас работает с компаниями в Юго-Западной Азии, Индии, Японии и других частях мира, чтобы помочь им создавать платформы для разработчиков внутри своих приложений.

В ближайшие несколько лет крупнейшие в мире компании, занимающиеся социальными сетями, превратятся в суперприложения. Хотя они создавались для того чтобы поддерживать связь с друзьями, такие социальные сети как Facebook, Snap и TikTok станут важными инструментами, с помощью которых люди будут не только совершать покупки, общаться но и развлекаться.