Цифровизация социальной помощи. Проект «Социальный кошелёк»
На ratel.kz вышла статья на очень актуальную тему внедрения "социального кошелька".
Почему эта тема актуальна? Потому что до сих пор получение социальной помощи от государства остается бюрократизированным и сложным процессом, который не все могут пройти. Особенно, это касается людей в трудных ситуациях. Об этом писали Маргарита Ускембаева, Елена Билоконь, Акма Басирова и другие общественники, которые помогают людям получать эту социальную помощь. Также, в интервью на моем YouTube-канале, многодетная мама Алида Утарбаева рассказывала о своих "злоключениях" с получением АСП, который в последствии из-за процедурных проблем ей пришлось возвращать.
Актуальной проблемой, несмотря на достижения egov.kz, остаются барьеры, препятствующие получению социальной помощи малообеспеченными и уязвимыми семьями с детьми, в частности:
- сложность подачи заявки;
- низкая степень цифровизации процесса предоставления социальной помощи.
Решением этих проблем может стать цифровизация предоставления государством социальной помощи гражданам РК и цифровая трансформация зачисления социальных выплат — проект "Социальный кошелек".
Внедрение "Социального кошелька" решает многие существующие проблемы, позволяя достичь ряд важных целевых показателей для государства и населения, в частности:
- повысить доступность получения социальной помощи;
- проактивно начислять социальную помощь по ИИН-у гражданина (без заявления и указания в нем банковских реквизитов);
- оперативно зачислять социальную помощь по мере ее назначения;
- повысить прозрачность использования средств социальной помощи;
- повысить эффективность использования средств социальной помощи, предоставить возможность государству осуществлять мониторинг использования средств социальной помощи;
- повысить уровень безопасности и предотвращение мошенничеств при получении социальной помощи.
Кроме того, социальные выплаты, зачисленные на "Социальный кошелек", будут защищены от списаний по арестам, взысканий со стороны банков, коллекторов и налоговых органов, встроенным механизмом на цифровом кошельке.
Вместе с тем, запуск QR-оплат через "Социальный кошелек" предоставит возможность осуществлять мониторинг за ценами на социально значимые продукты и товары, а также осуществлять контроль за целевым использованием социальной помощи.
Цифровизация социальной помощи и внедрение "Социального кошелька" позволит предоставлять социальную помощь с большей эффективностью, повысить подотчетность и прозрачность, за счет точного определения и проверки информации о предполагаемых получателях соцпомощи.
Социальная помощь должна предоставляться проактивно на основе перекрестной проверки баз данных занятости, реестров собственности, уровня дохода, состава семьи, независимо от наличия заявления, банковского счета. Цифровая идентификация, определяющая личность получателя, позволит повысить адресность выделяемых средств социальной помощи.
Это повысит эффективность освоения бюджетных средств, выделяемых на социальное обеспечение путем предотвращения неправомерного начисления средств, дублирования платежей, фактов мошенничества и коррупции. Появится возможность увеличения сумм пособий и расширения критериев определения нуждающихся групп.
Использование преимуществ развивающихся технологий цифрового государственного управления позволит в кратчайшие сроки определять наступление событий (рождение ребенка, пенсионный возраст) и рисков (потеря работы, инвалидность), дающих право на получение пособий, выплат. А внедрение цифрового социального кошелька даст возможность моментально осуществить зачисление средств на счета получателей на основе ИИН.
Повышение уровня использования электронных денег вместо наличных денежных средств снизит риск их утери, кражи, использования третьими лицами. Это решает проблемы воровства пенсий в Домах для пенсионеров и детских домах.
Социальный кошелек также в перспективе может стать платформой, в рамках которой можно будет воспользоваться не финансовыми мерами государственной социальной поддержки. Например, можно будет возмещать с социального кошелька занятия в творческих кружках для детей, спортивных секциях и прочих видов подушевого финансирования.