Экспорт казахстанских IT-товаров и услуг: трудно, но надо

Экспорт казахстанских IT-товаров и услуг: трудно, но надо

В мире сегодня практически нет рынка, сравнимого с рынком IT по скорости и потенциалу роста. Чтобы выйти на международный уровень, казахстанским компаниям необходимо правильно позиционировать себя, а государству — помогать им в этом. Bluescreen попытался разобраться, что экспортируют казахстанские айтишники.

Согласно нацпроекту "Цифровой образ жизни — DigitEL", государством намечено увеличение общего объема экспорта IT- продуктов и услуг до $500 млн к 2023 году. Только за 2020 год этот показатель составил около $73,6 млн. Более 50% экспорта приходится на страны Европы и США.

По мнению основателя компании Wind4Tune Сергея Сигалова (маркетплейс онлайн-командообразующих мероприятий для распределенных команд), для реализации экспорта на рынке компаниям, в том числе казахстанским, "достаточно иметь классный продукт, закрывающий реальную боль и мультивалютный счет".

Первооткрыватель Америки для казахстанского IT-бизнеса

В 2011 году в Алматы был запущен онлайн-супермаркет Arbuz.kz. Спустя время проект обрел новую команду в лице СЕО Алексея Ли и операционного директора Руслана Погорелова. В апреле т.г. алматинский "арбуз" под брендом Pinemelon зашел в Денвере (США). Компания будет сотрудничать с фермерами и производителям из Колорадо. Этот шаг Алексей Ли оценил, как наглость, которой сам поражается, о чем и написал в соцсетях.

 Алексей Ли, СЕО Pinemelon

"Мы запрыгиваем в один из самых конкурентных рынков в США. С другой стороны, в нем происходит "Кембрийский взрыв". Выживут the fittest. В целом, идея та же, что и у Арбуза — Pinemelon должен стать лучшим онлайн-супермаркетом для конкретной аудитории: новое поколение молодых профессионалов, новых семей, тех, кто ценит свое время, любит классный ассортимент, качество и хороший сервис. Планируем поддерживать локальных фермеров и крафтовых производителей. Надо отметить, что в Казахстане @arbuz_kz хорошо закрыл 2021 год, выросли в два раза — это очень большая поддержка и для нас тут", — написал Алексей на своей странице в facebook.

А уже в апреле на той же площадке министр цифрового развития Багдат Мусин, сообщил, что у него есть причина для гордости — выход на рынок США локального стартапа.

"Алексей Ли сделал, то, чего мы ждали уже давно — создал без пяти минут единорог (компания со стоимостью более $1 млрд) в Казахстане! К выходу на американский рынок ребята подошли более чем осознанно — даже в выборе локации выработали скоринговую модель, чтобы подобрать схожие города с Алматы. Не только по плотности населения, но и по погодным условиям, близости к горам, экономике и т.д. Почему рад и верю в команду Алексея? Он серийный ИТшник. За плечами опыт поднятия таких компаний как Тикетон и Аviata. Есть предпринимательская "жилка". Вы представляете не просто IT-стартап в Штатах, теперь вы представляете Казахстан", — отметил министр.

К слову, к 2024 году компания планирует запустить свою модель онлайн-супермаркета в 30 городах мира.

Умная парковка Smart Parking приглянулась миру

Казахстанскому стартапу Parqour исполнилось два года. Данный проект единственный в Казахстане и один из немногих в мире алгоритмов распознавания номера автомашины с точностью до 99%, что избавляет от бумажных или пластиковых билетов: шлагбаумом управляет камера, фиксирующая въезд и выезд. Ежемесячный доход компании, по информации вдохновителя проекта Амирхана Омарова превысил $150 тыс., до конца года ожидаемая сумма дохода составит $350-400 тыс.

 Амирхан Омаров, основатель стартапа Parqour

На сегодня проект присутствует в восьми странах, к концу года эта цифра должна вырасти до 12-15 стран в пяти регионах: Центральная Азия, Европа, Северная Америка, Ближний Восток и Юго-Западная Азия. Кроме частного сектора, проект зашел и в государственный, в частности идет запуск в Душанбе, Дубай, в разработке ряд европейских и американских городов. Столь широкая география не означает, что компания почивает на лаврах. Здесь всегда в поиске новых решений и эффективных технологий для придорожной парковки.

Самое главное — здесь знают, как продавать свой продукт. Хотя в компании признают, что делать экспорт на данном рынке не просто. Необходимо разработать продукт, который будет тиражироваться на все основные регионы мира. Это потребует и глубокой технической экспертизы для создания подобного продукта, понимание свободных ниш и рынков, и налаживания каналов продаж.

Золотой ключик?

Два года назад казахстанская компания ApartX зашла на российский рынок со своим "золотым ключиком", вернее, мобильным приложением для тех, кто занимается сдачей жилья в аренду. Идея состоит в том, чтобы дистанционно управлять своим имуществом. А толчком стал собственный и не очень удачный опыт — сдача жилья в аренду. Стартапу удалось привлечь $2 млн инвестиций, в том числе, сингапурского венчурного фонда, ну а рынок краткосрочной аренды необъятен.

Только по данным основателя проекта Каната Кельдибекова, в Казахстане он оценивается в 37 млрд тенге. Что уж там говорить о московском. К слову, компания зашла на российский узбекский рынок, на очереди — Турция. Окупаемость "умного" замка — три месяца. Конечно, у каждой идеи есть конкуренты, которые раньше прочувствовали спрос на данное предложение. Но казахстанцы привнесли в проект свое "я" — мобильное приложение не привязано к одному производителю замков.

 Канат Кельдибеков, основатель стартапа ApartX

Что впереди?

Сегодня молодая казахстанская индустрия экспорта IT-услуг учится показывать свои преимущества в выгодном свете. От этого зависит общий масштаб успеха. Кроме увеличения собственного дохода, компании могут повысить имидж страны, как государства, обладающего высокими технологиями. Ну, а для этого необходимы кадры.

По версии нацпроекта "Цифровой образ жизни — DigitEL", подготовку IT-кадров осуществляют 84 вуза из имеющихся 116. Ежегодно выделяются 8-9 тыс. образовательных грантов для их подготовки. При этом, по оценкам экспертов, не более 30% выпускников имеют необходимые навыки для построения карьеры по основной деятельности. Так что государству есть, куда приложить свои усилия, чтобы подготовить специалистов, которые, в конечном итоге, и будут двигать отрасль.