Преимущества современных терминалов выдачи заказов

Преимущества современных терминалов выдачи заказов

В современном мире, где маркетплейсы и интернет-магазины играют все большую роль, уже кажется привычным заказывать что-либо на дом курьером. На рынке представлено не мало компаний, предлагающих услуги по доставке товаров и посылок до двери. В нашем материале CEO Tastamat Алишер Когабаев поделится преимуществами современных терминалов по выдаче посылок и как они построили свою экосистему из сотен терминалов, мобильного приложения и нескольких партнеров в виде крупных логистических компаний и интернет-магазинов.

 Алишер Когабаев, CEO Tastamat.

Алишер, расскажите, пожалуйста, подробнее о сервисе и как вы пришли к идее создания?

Tastamat — это умные автоматизированные терминалы по бесконтактной выдачи товаров и посылок, купленных онлайн.

Наш сервис позволяет покупателям получать свои заказы в удобное им время и в удобном месте. Больше не нужно договариваться с курьером о времени доставки, двигать планы из-за ожидания и объяснять по телефону свое точное месторасположение.

И главное — многие тастаматы такие как, Kaspi или "Казпочта", не принимают товары от физического лица, т.е положить заказ в терминал могут только юридические лица, а это курьерские службы. Наши тастаматы рассчитаны, как и на физические лица, так и на юридические.

На сегодняшний день мы увеличиваем и масштабируем сеть: 200 терминалов было изготовлено здесь, в Казахстане, а 250 заказывали в Китае, так как цена выходила в несколько раз дешевле, даже с учетом растаможки и доставки. Мы проанализировали рынок, сделали маркет-анализ, нашли партнеров в Китае и заключили с ними договор. На текущее время наш KPI состоит из того, чтобы до конца этого года масштабировать сеть по Казахстану до 1000 терминалов, сейчас уже установлено 450, осталось заказать и собрать еще 550 тастаматов.

В целом, на рынке Казахстана не так много тастаматов как кажется. Когда мы решили заходить в 2017 году на рынок, мы изучали и локальный, и зарубежный, на тот момент в Казахстане существовала только "Казпочта" — они первые запустили свои постоматы.

Мы как-то встретились с партнерами за чашечкой чая и начали беседовать и обсуждать боли, которые существуют в целом в системе логистики. Пришли к мысли и пониманию, что будущее все-таки стоит за электронной коммерцией, но инфраструктура, к сожалению, развита слабо. Проблемы были ранее и, наверное, существуют на текущий момент: это вопросы с получением заказов с пункта выдачи, когда ты приходишь за посылкой, ждешь в очереди, предоставляешь удостоверение личности, а главное — нужно подстраиваться под режим работы пункта выдачи. А если заказываешь курьерскую доставку до двери, ты сталкиваешься с тем, что тебе нужно подстраиваться под этого курьера. Именно в тот момент, когда тебе звонят и говорят, что скоро доставят, возникает закон подлости и резко появляются какие-то неотложные дела, тебе срочно нужно бежать, или на встречу, или на совещание и так далее.

Когда мы начали обсуждать все эти проблемы, у нас начала вырисовываться картинка, так мы и остановились на постоматах. Изучали идею мы на примере "Казпочты": один терминал у них обходится примерно в $10 000, обсуждая между собой, мы не понимали, почему же в такую сумму выходит железо?

В нем же нет ничего такого, это просто железный шкаф с электроникой. И вот этот, можно сказать, детский интерес стал нас дальше подталкивать к изучению улучшения сервиса и идти дальше. Первый наш терминал обошелся нам в $1000, дальше, исследуя рынок и себестоимость товаров, несмотря на то, что из года в год увеличивается инфляция, получаем терминал стоимостью в $600 — и это с учетом растаможки и доставки.

Разница в цене, конечно же, колоссальная. Несмотря на сокращение стоимости, мы увеличили функционал терминала. Если в старом терминале у нас не было камер видеонаблюдения, аудиоколонки, не было разделений на ячейки, у нас была сплошная S-ячейка (сейчас мы разделили и сделали Xs-ячейки), не было "серединки", предназначенной для технических сотрудников для того, чтобы управлять всеми "функциональными мозгами".

Раньше у нас было устроено все ужасно: провода болтались, как попало было все подключено. Мы получили опыт и на основании этого опыта мы совершенствуем, постоянно улучшаем терминалы. В ночное время клиентам было неудобно забирать свои посылки, так как не было освещения, соответственно, мы установили Led-освещение — это еще и служит как дополнительный функционал, то есть, бактерицидные лампы. К этому мы пришли после пандемии, чтобы посылка в ячейке обрабатывалась, пока клиент ее не забрал. Мы с этим функционалом первые на рынке.

Мы и первые с внедрением QR-кодов в Казахстане. И каждый раз пытаемся что-то новое внедрить. Сейчас думаем, что еще можно улучшить, чтобы было удобнее клиенту и главное — безопасно.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о безопасности тастаматов и получении посылок?

За безопасность отвечает наша уникальная система, которая разработана нашими казхстанскими IT-специалистами.

Клиенту приходит SMS-уведомление на его номер — это есть идентификация, например, Иванов Иван Иванович, а не Петров, соответственно, когда Иванов подходит к тастамату, у него в SMS будет уникальная разовая электронная ссылка, которая является индивидуальной. Даже если мошенник перехватывает SMS, ссылка меняется и, естественно, доступа к ней уже нет. Переходя по индивидуальной ссылке, клиент проваливается в нашу систему, где находится вся информация о тастаматах: место нахождения терминалов (можно посмотреть в "2ГИС" или "Яндекс.Карте"), также имеется инструкция пользования и режим работы.

Далее клиент, переходя по ссылке в сообщении, нажимает "отсканировать Qr-код", после сканирования открывается ячейка, клиент забирает свой заказ, аудиоколонка в этот момент благодарит клиента за использование ячейки, желает всего доброго и просит обязательно закрыть за собой ячейку. Все очень легко, просто и безопасно.

В каких городах расположены тастаматы на сегодняшний день?

На текущий момент терминалы есть в 10 городах Казахстана: Астана, Алматы, Шымкент, Караганда, Павлодар, Усть-Каменогорск, Актобе, Актау, Темиртау и Петропавловск.

Пока мы нацелены покрыть только города, так как здесь развита электронная коммерция. В будущем, возможно, перейдем и на регионы.

На Алматы и Астану приходится львиная доля всех точек — более 90 и 80 терминалов соответственно. В Темиртау установлено два терминала, так как город небольшой, в Усть-Каменогорске также два терминала, в Шымкенте и Караганде по 7 терминалов, в других городах также пока небольшое, но достаточное количество.

Нашими партнерами являются всем известные и крупные интернет-магазины: Flip.kz, Meloman, Marwin, Pandora, Lamoda, AlemTat, Boxberry, "Золотое Яблоко", Aliexpress, Казпочта, Emex, iHerb, Avon, Oriflame, lifeSatu.kz, ForteMarket, Jusan Магазин, Orchestra, 7life.

Также, хотелось бы добавить, что с "Казпочтой" мы являемся партнерами, у нас подписан договор о совместной деятельности, и большая благодарность сотрудникам и руководству "Казпочты", что доверились нам. Значит клиенты "Казапочты" так же могут воспользоваться тастаматами.