Мобильная сеть в облаке. Как Rakuten строит связь будущего

Сотрудничать с Rakuten, будучи зависимыми исполнителями заказа, готовы и даже счастливы такие гиганты телеком-рынка как Cisco Systems и Nokia

Мобильный конгресс в Барселоне ознаменовался рядом новинок для потребителей. Но также на нём выстрелила весьма интересная тема, ломающая стереотипы того, что такое мобильные сети и мобильный рынок. Хедлайнером этого стала японская компания Rakuten, известная на постсоветском пространстве разве что как титульный спонсор футбольного клуба «Барселона» и баскетбольного «Gloden State Warriors», чемпиона NBA.

Rakuten, японская компания, крупный на сегодняшний день игрок на рынке электронной коммерции и финансовых услуг, нечто вроде японской Alibaba, экосистема цифрового бизнеса, владелец Viber, киностудий и банков, стала ни много ни мало, мобильным оператором, первым в мире полностью виртуальным и построенным по самым современным принципам телекоммуникаций.

Итак, чего добился Rakuten. Для начала – имел смелостьпостроить мобильного оператора в Японии – рынке с чудовищной конкуренцией,такими монстрами на рынке как NTT Docomo, KDDI, Softbank. Мы пообщались наконгрессе с инженерами Softbank, которые занимаются развитием мобильногобизнеса, и они не в восторге от того, что творится на рынке: их операционныезатраты (преимущественно, эксплуатационные, а также на аренду транспортнойоптической инфраструктуры) растут, а государство заставляет снижать тарифы вдва раза. Бизнес перестаёт быть эффективным. И на фоне этого Rakuten становитсяполноценным мобильным оператором. Как же им это удалось?

Rakuten подошли к строительству мобильного оператораинновационно. Они разработали собственный, максимально виртуализированныйдизайн мобильной сети поэлементно – от структуры базовых станций до централизованныхЦОДов, обрабатывающих трафик. Мобильная сеть – 4G vRAN (виртуальная сетьрадиодоступа), транспортная сеть – mobile backhaul на IPv6, полностью готовая к5G, облачное ядро сети в централизованных датацентрах – и всё это хозяйствоуправляется по принципам Zero-Touch, End-to-End, то есть, «по щелчку».Мобильная сеть как облако, полностью программно настраиваемое и абсолютнонадежное. Невероятная эффективность достигается за счёт:

  • Edge Computing на уровне радиомодулей распределенной сетибазовых станций с использованием специализированных вычислительных модулей,специально разработанных Intel на базе технологии FGPA. Просто в разы меньшеоборудования на каждую из десятков тысяч базовых станций по всей Японии.
  • Элегантная архитектура на узлах «Top-of-the-Rack – Leaf –Spine» с применением принципов SDN, c полной отказоустойчивостью и невероятнойпроизводительностью. Всё – на коммутаторах Ethernet собственной разработки и собственнымПО на борту.
  • NFV-архитектура центров обработки данных: все сервисы,включая пакетное ядро, биллинг, обработка контента и т.д. – в облаке,работающем под полной виртуализацией и оркестрируемой вместе со всей остальнойсетью из единой точки управления. Любой сервис можно запустить за минуты.

В принципе, всё. Сотрудничать с Rakuten, будучи зависимымиисполнителями заказа, готовы и даже счастливы такие гиганты телеком-рынка какCisco Systems (NFV-стек) и Nokia (сети радиодоступа). Революция, не иначе.

Мы уже живём в мире, где банки-стартапы запускают своих виртуальных мобильных операторов. А теперь и в мире, где электронные магазины строят свои собственные мобильные сети и конкурируют с операторами, известными со времен Александра Грэма Белла.

Популярное

Пиксель для количества просмотров