M-commerce — естественная эволюция электронной коммерции
M-commerce: возможности и перспективы.
Широкое распространение интернета за прошедшие десятилетия привело к появлению нового сегмента в бизнесе — e-commerce. Электронная коммерция — это любые финансовые операции, осуществленные посредством глобальной сети. Стоит отметить, что интернет-транзакции существовали еще до появления e-commerce, но полноценная отрасль виртуальной торговли сформировалась именно в последние годы благодаря высокому проникновению интернета в нашу жизнь.
Но если на развитие e-commerce повлияло развитие инфраструктуры связи, то на m-commerce — эволюция мобильных устройств, которые превратились в полноценные компьютеры, ничем не уступающие по функционалу своим более габаритным товарищам. M-commerce — это бурно развивающийся сегмент электронной коммерции, позволяющий совершать покупки в режиме онлайн (и иногда офлайн) с помощью смартфона или планшета.
Толкование терминов может запутать, ведь возникает ощущение, что они обозначают один и тот же процесс — торговлю в сети. Но, разумеется, здесь есть нюансы. В чем же различия между этими двумя «родственными» терминами? Во-первых, электронная коммерция — это любые виды бизнеса в интернете. Тогда как мобильная коммерция ограничивается исключительно мобильными гаджетами.
То есть, если вы совершаете покупку через ПК или ноутбук, ваша сделка с продавцом проходит в рамках стандартной электронной коммерции. Она требует доступа потребителей к интернету, а мобильная может обойтись и без него. Ведь помимо подключения к интернету пользователям гаджетов доступны и иные сервисы связи, например, звонки или sms.
Эксперты отмечают, что обе отрасли торговли постоянно растут. Но мобильная коммерция набирает обороты значительно быстрее. Согласно данным аналитических компаний, к концу 2020 года объем рынка мобильной коммерции вырастет до $2,9 трлн, что более чем на 25% превысит показатели прошлого года. Одним из главных драйверов роста m-commerce стала пандемия и переход бизнеса на удаленную работу, так как клиенты стали чаще прибегать к услугам служб доставки и интернет-магазинов.
Статистика мобильных продаж (по данным протала Simicart)
— Мобильные устройства являются доминирующей платформой для поиска: 48% покупателей используют смартфоны для того, чтобы искать интересующие их товары;
— 58% поисковых запросов в Google выполняются с мобильных устройств. Всего 5 лет назад эта цифра была почти вдвое меньше (34%);
— 65% кликов, ведущих к продажам товаров, поступают с мобильных устройств;
— 88% потребителей, которые ищут товары в интернете с помощью мобильного устройства, звонят или идут в этот бизнес в течение 24 часов.
M-commerce, несмотря на свои явные плюсы, имеет и слабые стороны. Самое главное — это угроза безопасности пользователя. В прошлом году году около 70% мошеннических транзакций совершалось именно с помощью гаджетов и смартфонов. Поэтому все чаще компании, работающие в этой сфере, переходят с мобильных сайтов на полноценные приложения, поскольку они лучше защищены.
А вот с точки зрения маркетинга и функционала в арсенале m-commerce имеются инструменты, которые недоступны многим другим видам торговли:
1. Больше возможностей для взаимодействия с аудиторией. Есть несколько каналов взаимодействия продавца и покупателя. Для продвижения своих услуг компании могут использовать систему уведомлений в приложении, sms-рассылки, push-уведомления, а также ставшие уже стандартными для онлайн-бизнеса методы продвижения: e-mail, чат-боты и социальные сети. Социальные сети, кстати, могут выступать в роли дополнительных площадок для повышения продаж. Например, Instagram благодаря своему функционалу может быть полноценной альтернативой онлайн-магазину (или дополнением к нему).
2. Технологии. Онлайн-торговля постоянно совершенствуется и использует современные решения. Мобильному сегменту это особенно важно — к примеру, технологии дополненной и виртуальной реальности позволяют клиенту не только посмотреть товар, но и примерить его, и это можно сделать не выходя из дома, офиса или даже транспорта. Экономия времени покупателя и имиджевая привлекательность этих решений (ведь VR и AR все еще воспринимаются обывателем как экзотические технологии из будущего) играют на руку продавцу и создают дополнительную рекламу компании.
3. Простота в использовании и безопасность. M-commerce здесь имеет преимущества, недоступные классической электронной торговле. Во-первых, пользователю не нужно вводить свои данные каждый раз заново, так как приложение хранит всю необходимую информацию. Во-вторых, это безопаснее, так как каждое мобильное устройство привязано к конкретному пользователю. Ну, а в-третьих, покупки через гаджеты имеют самый низкий процент отказов в m-commerce — для приобретения нужно сделать один клик, что ускоряет процесс оформления заказа.
Мобильная торговля — это логический прогресс в развитии электронной коммерции. Она обеспечивает широкие возможности для бизнеса, и именно в этом направлении наблюдается самый высокий прирост вовлеченности покупателей. Помимо роста клиентской базы, растет и прибыль, так как с каждым годом люди начинают все чаще пользоваться гаджетами для покупки товаров. Также с каждым годом появляются новые инструменты и возможности как для покупателя, так и для продавцов.
Предпринимателям стоит делать ставку на эту индустрию и воспринимать как полноценную замену «живым» продажам не только в период пандемии: мобильная коммерция продолжит развиваться и дальше, так как на данный момент является самым удобным способом приобретения товаров.