Математика. Сколько стоит нишевое медиа?

Казалось бы, простая идея: сайтик и пару аккаунтов в социальных сетях сделать. Это, конечно, не медиахолдинг открывать, но деньги всё же понадобятся.

Разбираемся, сколько будет стоить запустить и, самое главное, содержать нишевое медиа в Казахстане, на примере почти пятилетнего существования проекта bluescreen.kz.

Сайт

Bluescreen.kz стартовал с минимальными вложениями в разработку. Пять лет назад сумма затрат на development не превышала 3,5 млн тенге. В эту сумму входят разработка дизайн-концепции сайта, HTML-верстка, создание и настройка базы данных, подключение систем аналитики.

Сейчас разработка сайта для медиа с учетом всех "хотелок" клиента может начинаться с 2 млн тенге и выше, смотря что будет входить в функционал сайта. Такие штуки как "календарь ивентов", специальные лендинги под клиента сильно увеличивают стоимость разработки. Поэтому, если запускать сайт только с материалами — от 2-4 млн тенге. Если добавляем туда календари ивентов, авторизацию пользователя, комментарии, реакции и т.д. — добавляем к цене еще 3-4 млн тенге.

Можно выбрать готовые технические решения и снизить стоимость разработки сайта на 20-25%, их сейчас большой выбор под любые задачи и фантазии. Мы, кстати, достаточно долгое время использовали WordPress в качестве CMS.

Редакция

Если мы говорим о нишевом издании в ИТ, то дневной новостной поток в среднем не превышает 10 материалов. Соотношение: 70% — инфоповоды в Казахстане, 30% — мировые новости.

В первые пару лет можно не рассчитывать на поток пресс-релизов на почтовый ящик, поэтому весь контент придется делать самостоятельно.

В среднем укомплектованная редакция на старте выглядит так:

  • главный редактор (отвечает за каждую буковку на сайте, составляет график публикаций, вычитывает материалы перед публикацией, обрабатывает обращения в редакцию);
  • новостной редактор (мониторит информационное пространство, находит новость, пишет);
  • выпускающий редактор (публикует всё, что написали, отвечает за финальный вид материала, то есть то, как увидит статью читатель);
  • авторы/журналисты (пишут, темы предлагают сами, либо работают по редакционному заданию редактора);
  • SMM-менеджер (ну, а как без него в современном мире);
  • дизайнер (отвечает за всю визуальную и концептуальную составляющую проекта, работает с иллюстрациями, адаптирует готовые фото, рисует инфографики, делает красивые презентации).

В среднем фонд оплаты труда без учета административного персонала составляет около 3 млн тенге.

В первый год основной фокус будет на набор статейной массы и знакомство с рынком. Поэтому основной расход финансов будет на создание имиджа бренда через главный "товар" проекта — тексты.

По прошествии года, когда появятся охваты, которые будут привлекательны для рынка, можно нанимать менеджера по работе с коммерческими клиентами.

Соответственно, увеличится объем публикуемых материалов и, вероятно, понадобится помощник главного редактора.

Маркетинг

Нужно много денег. Да.

Первую рекламную кампанию мы запустили где-то спустя полгода после начала работы проекта. Тогда СРС (cost per click — стоимость перехода по ссылке) был очень дорогой, что-то около 300 тенге, и мы решили пойти другим путём — репостами. Публиковали релизы бесплатно, но просили бренды сделать репост в своих социальных сетях. Не все охотно соглашались, но всё же это работало. Узнаваемость проекта росла.

В 2020-ом мы запускали рекламную кампанию с бюджетом уже $2000. В качестве площадок использовали Google Search, Google Ads и рекламные посты в Facebook. За эти деньги в месяц получали около 50 000 посещений.

Сейчас мы тратим $10 в сутки на каждый рекламируемый креатив. Используем Google КМС, Instagram и TikTok. За эти деньги получаем от 2 000 до 17 000 просмотров материала. Количество переходов на сайт сильно зависит от тематики материала. Чем понятнее и актуальнее тема, тем лучше. К примеру, статья про МЦРИАП РК ни разу не наберет 2 000 просмотров за $30, а вот новость "Как получить ипотеку онлайн" — легко.

А теперь, итог примерных затрат на запуск нишевого медиа:

  1. Разработка сайта: 2-8 млн тенге (зависит от тех.задания);
  2. Фонд оплаты труда: 3 млн тенге (ежемесячно);
  3. Маркетинг: от 500 тыс. тенге (ежемесячно).

И нужно не забывать про такие расходы, как услуги бухгалтера, аренда офиса, курьерская доставка документов и т.д.