Меняем жизнь: партнерский проект операторов связи и государства

Меняем жизнь: партнерский проект операторов связи и государства

Ковидные годы выявили одну из главных проблем цифровизации в стране –недостаточный уровень проникновения интернета в отдаленных селах. Учитывая географическую особенностью страны, Казахстан занимает девятое место в мире по площади при небольшой плотности населении, а также недостаточно развитую инфраструктуру магистральных электросетей и сложный ландшафт, охватить связью сельские регионы силами мобильных операторов не представлялось возможным.

В результате появилась государственная программа "250+" с эффективной моделью взаимодействия правительства и бизнеса, которая позволила операторам связи расширить диапазон своего интернет-влияния на села Казахстана. Как с этой задачей справились компании, bluescreen.kz рассмотрит на примере Кcell.

Цифровой разрыв

Понятие цифрового разрыва появилось вместе с информационно-коммуникационными технологиями. И если поначалу оно подразумевало доступность населения к этим самым технологиям, то позже — владение гаджетами и возможностью выхода в интернет. Этот разрыв всегда существовал между крупными городскими агломерациями и удаленными сельскими населенными пунктами.

Как тут не вспомнить историю внедрения 4G, когда в 2012 году сеть уже развернули, проникновение устройств в мегаполисах было на уровне 10%, а в сельской местности об этом ещё не знали. "Виной" тому стремительное распространение нового поколения связи: в 2009 году первая сеть была представлена в Швеции, в 2011 году она развернулась в России, а уже в 2012 первая сеть LTE появилась в Казахстане. Современные технологии открывают колоссальные возможности для людей, в том числе, по улучшению их качества жизни. Но для этого необходимо создать равные условия доступа к цифровым технологиям для всех слоев населения. Когда жители отдаленных сел и аулов отрезаны от всемирной паутины, это означает, что они ограничены в возможностях дополнительного образования, поиске работы, улучшении своего экономического состояния, выстраивании социальных связей и многое другое.

  • СЕО Kcell, Асхат Узбеков: "Цифровая революция, кроме положительного аспекта, породила проблему цифрового неравенства. Все упирается в инфраструктуру и стоимость ее строительства. В районах с низкой плотностью населения срок окупаемости таких инвестиций серьезно отличается от ситуации в городе. Иными словами, провайдерам невыгодно прокладывать условное оптоволокно в деревни, где им будет пользоваться пара десятков человек. И решить эту проблему силами только одного оператора без государственной поддержки было невозможно".

Как появился проект 250+

Драйвером синергии государства и бизнеса, который положительно скажется на повышении доступности интернета жителей отдаленных районов, стала программа "250+". В 2020 году представители трех сотовых операторов республики: ТОО КаР-Тел, ТОО МТС и АО Кселл подписали договор о совместном использовании сетей в рамках проекта "250+". Итогом должна стать доступность жителей к сетям всех мобильных операторов в почти тысячи сельских населенных пунктах страны с населением от 250 человек.

  • Асхат Узбеков: "Несмотря на существующую жесткую конкуренцию, сотовые операторы объединили усилия в реализации проекта, который дал сельским жителям доступ к широкополосному мобильному интернету. Вместе с этим открылись возможности ведения бизнеса, повысился уровень финансовой грамотности за счет доступа к цифровым сервисам и многое другого. Таким образом, всего лишь за два года, проект позволил практически стереть грани цифрового неравенства между селом и городом. За два года проекта нашей Компании удалось обеспечить более миллиона сельских жителей качественным мобильным интернетом".

Образование и бизнес — в приоритете

Ковидные 2020 и 2021-ые года с их удаленным форматом учебы и работы, стали серьезным вызовом для операторов связи. Возникло понимание необходимости наращивание мощностей и, прежде всего, в сельской местности. Приход интернета в глубинку дал возможность людям, независимо от возраста, пользоваться учебными программами, курсами и вебинарами. Это дало толчок развитию малого бизнеса. Например, жители одного из сел Кызылординской области наладили онлайн-торговлю популярными казахскими лакомствами. Качественное интернет-соединение помогает и сельским медикам, которые могут посредством видеоконференции провести консилиум с коллегами из областного центра.

  • Асхат Узбеков: "Связь стала услугой первой необходимости, как водопровод или электроэнергия. При этом мобильная связь есть у 87% населения, а газ — только у 57%, канализация — всего у 50%".

Нет предела совершенству

Компания Kcell продолжает наращивать свои мощности, в том числе, в сельской местности. Запущенная программа "250+" — амбициозный структурный проект и он является одним из драйверов развития экономики в стране, поскольку 42% населения страны проживает в сельской местности.

  • Асхат Узбеков: "Оператор активно участвует в реализации программы "250+". До конца 2022 года планируется обеспечить еще 360 сел связью и доступом в интернет. Компания продолжает работу сверх лицензионных обстоятельств по "250+". С начала года в 46 поселках проведена модернизация сети — сельчане теперь пользуются технологией LTE. Компания запланировала улучшить действующее покрытие и установить новые базовые станции в 60 селах по Казахстану".