Мирас Долаев: дорога в IT-бизнес не устлана бриллиантами

Решил в небольшом эссе изложить свой путь в IT-бизнес. Наши знакомства и предыдущие места работы неслучайны, они ведут нас к тому единственному состоянию, которое мы заслуживаем.

И множество шагов, которые привели меня к встрече с моим бывшим наставником, с которым мы сейчас работаем, состоялись именно в том порядке, который был предопределен.

Я постараюсь вкратце рассказать об истории создания компании GeekPartners. О том, как мы учились создавать IT-продукты, и даже пытались привлекать инвестиции, причем, не всегда успешно, так как мало было опыта.

Признаюсь, чувство челленджа у меня с детства. По крайней мере, вспоминая время, проведенное в лицее, могу точно сказать, что соперничество было для меня главным стимулом. А учился я в лицее экономики и бизнеса имени Мухтара Арына.

Например, чем вам не челлендж – попасть в олимпийскую сборную Алматинской области и представлять область на республиканских олимпиадах по физике? Остаться там было сложно – на сборах на олимпиаду худших отсеивали.

А еще крепко завидовали тем, кто учился в казахско-турецком лицее. Там царила несколько иная, чем у нас, атмосфера — дружелюбная, я бы сказал. Нас же учили правилам рыночной экономики.

После школы я попал в Алматинский университет энергетики и связи, самый востребованный на тот момент по направлению инженерии. Учился с талантливыми ребятами, в основном, физматовцами, и это вновь была хорошая конкуренция.

После университета работал в небольших IT-фирмах, занимающихся логистикой и поставкой оборудования. Побывал во всех компаниях сотовых операторов, кроме Тele2.

Хорошо помню начало своей карьеры в Кcell. В те времена на одно место в этой компании претендовало больше тридцати человек. Несмотря на другие предложения по трудоустройству, хотелось побороться именно за место. Это был очередной вызов самому себе.

В итоге, я задержался в Kcell почти на 4 года, успев поработать не только на должности радиоинженера, но и в отделе бизнес-аналитики.

Но со временем тяга к IT-бизнесу всё же взяла своё. Вместе со своим хорошим коллегой Андреем мы предпочли спокойной офисной жизни превратности свободного плавания. Так начался стартап Smart Shelf Solutions.

Впрочем, об этом поучительном спин-оффе на своем жизненном пути я когда-нибудь еще расскажу вам. А пока вернемся к основной ветке повествования.

Главный поиск в жизни – это поиск самого себя

У меня есть друг из Китая и как-то раз он пригласил меня к себе в гости. Я заметил, что у него на всю стену висела надпись:

“Love what you do and do what you love”, что означает: “Люби то, что делаешь и делай то, что любишь”.

Оказалось, что у китайцев это такая традиция — у тебя в доме должен висеть слоган, который мотивирует и направляет. Не знаю на счет лозунга, но если спросить: бизнесмен я или предприниматель, то правильный вариант — второй.

Как гики становятся партнерами

Со своим другом и будущим со-founder GeekPartners Русланом Тлеукеевым я познакомился на 3-м курсе, когда проходил производственную практику в Kcell.

Помню, Руслан работал core-network-инженером, и мы крепко сдружились за эти 2 месяца, что длилась практика. Правда, наши пути затем разошлись на долгих 6 лет.

Когда я вернулся в Kcell на правах уже полноценного работника, Руслан занимался мобильными разработками и решениями для HoReCa.

Мой будущий товарищ и партнер активно осваивал новую технологию M2M (machine to machine), сотрудничал с АО «Транстелеком» в набирающем обороты проекте Smart City.

И, как оказалось, нуждался в надежном партнере, способном взять на себя ведение бизнеса. Конечно, я согласился.

Ну, а начинали мы со строительных компаний, которым предлагали установку датчиков для автоматизации учета расходов воды, электричества.

Пытались встроиться, что называется, в волну госзаказов, презентовали проекты в акиматах. Но постепенно стали понимать, что выбранный путь слишком тернист для нас.

Нужно было выходить на рынки со свободной конкуренцией, где оценят наши сильные стороны — наличие отдельной команды разработчиков и собственную производственную базу. Так мы стали участвовать в региональных выставках, посещать заводы российских производителей.

Вектор нашей деятельности постепенно отходил от производства собственных устройств к масштабированию проектов. Используя надежные IoT-датчики, имеющиеся в изобилии на всех рынках, мы научились предлагать клиентам оптимальные решения.

Тем временем, стремительная и повсеместная цифровизация экономики требовала от компаний новых компетенций. На рынке возник дефицит знаний, а значит, открывались новые возможности и для GeekPartners.

Образование как бизнес-проект

Однажды мы решили заняться обучением молодых людей основам робототехники и программирования. Так родилась IT-школа RobotX. Затем возникла необходимость изучать большие данные, и была создана Data Science Academy. С помощью таких проектов GeekPartners постоянно ищет новые возможности.

Рассказ о школе RobotX лучше начать с небольшой предыстории. В детстве я занимался ракетостроением и авиамоделированием на Станции юных техников. Это было незабываемое время — работа с паяльником, сборка парашютов, запуск ракет и самолетов...

Часто вспоминаю добрым словом учителя Серика Адаевича, активного сторонника дополнительного образования в Казахстане. Именно он научил меня тому, чему обычно не учат в школе — основам коммуникаций между людьми.

Создавая школу RobotX, я вдохновлялся его примером. Представьте, насколько ответственный это процесс — профориентация. Далеко не каждый человек способен правильно выбрать профессию, и школа призвана облегчить этот процесс выбора.

Важно добавить, что запустив RobotX, мы не забываем об отрасли в целом. Будучи региональным представителем Республиканской федерации робототехники в Алматы, проводим региональные турниры и проектные олимпиады по робототехнике.

Большие данные — большие возможности

История открытия Data Science Academy была уже не такой спонтанной, как упомянутой выше школы RobotX. В круговерти проектов менялись цифры версий программ, а потом и целых эпох.

Мы стоим на пороге цифровизации, когда самые рутинные вещи в жизни переводятся в электронный формат. В коммерции цифровизация привела к лавинообразному росту данных, которые сейчас называют big data.

Пожалуй, соглашусь с расхожим мнением, что данные (data) являются информационной нефтью новой эпохи. И тот, кто научится обрабатывать данные — окажется впереди остальных.

Гаджеты, банковские карточки, любые действия в сети, оценки в школе и даже полеты на самолетах — всё это безграничный поток данных, с которым нужно работать, извлекать выгоду, монетизировать.

Магазины, заправки, банки, рестораны, интернет-ресурсы, маркетинговые и другие агентства, — все начинают понимать, что данные — это новый ключ к успеху. Остался лишь один вопрос — как правильно обрабатывать данные?

Наша Data Science Academy нацелена на то, чтобы научить отдельных специалистов и целые компании добывать и анализировать данные, строить математические и финансовые модели, разыскивать новые ниши.

Конечно, такие образовательные проекты не существуют изолированно. Data Science Academy тесно сотрудничает с экспертами
из Юго-Восточной Азии, ведущих IT-компаний из России — Epam, Yandex. Мы собрали вокруг школы целую команду математиков, data scientist-тов, бизнес-аналитиков и разработчиков.

Если уж данные стали новой нефтью, то специалисты в отрасли становятся бриллиантами. По статистике, за последние 6 лет позиции по data-специальностям — data engineer, data analyst, machine learning engineer, — включены в десятку самых востребованных в мире.

Впрочем, образованию и выпускникам нашей школы стоит посвятить отдельный материал. Поверьте, настоящие бриллианты таятся не в руде, а в людях.

Кстати, в названии нашей компании содержится двойной смысл:

мы по-настоящему увлечены своим делом и всегда открыты для партнерства.

Главное, не следует путать гиков с нёрдами, это разные люди (См. перевод английских слов geek и nerd – Прим. ред.).

Материал записала Zhan Qaiyr