Мнение эксперта: Рост Казахстана в индексе Электронного правительства — в чём успех?



В индексе Электронного правительства ООН в 2024 году Казахстан поднялся с 28 на 24 позицию. Хочу подробнее раскрыть эту информацию. 

Начну с того, что эксперты которые делают оценку, анализируют динамику развития е-правительства за два года (2023-2024). Эта оценка позволяет определить эффективность Электронного правительства стран относительно друг друга, а не как абсолютное измерение. В нем признается, что каждая страна должна сама определять уровень и масштабы своих инициатив в области электронного правительства в соответствии с собственными приоритетами национального развития и достижением.

Для того чтобы занять высокие позиции в исследовании ООН по Электронному правительству, правительства должны создать среду открытости, в которой граждане смогут найти любую правительственную стратегию, политику, рекомендации, услуги и контент.

Индекс EGDI, оценивающий развитие Электронного правительства на национальном уровне, представляет собой составной индекс, основанный на средневзвешенном значении трех нормализованных индексов. Одна треть индекса – это индекс телекоммуникационной инфраструктуры (TII), основанный на данных Международного союза электросвязи (МСЭ), одна треть – индекс человеческого капитала (HCI), основанный в основном на данных Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), и одна треть – индекс онлайн-услуг (OSI), основанный на данных независимой онлайн-оценки, которая сравнивает национальное присутствие в Интернете всех 193 государств-членов ООН, дополненной анкетой государства-члена (MSQ). 

В анкете оценивается ряд характеристик, связанных с предоставлением онлайн-услуг, включая подходы, основанные на принципе "все правительство", открытые правительственные данные, электронное участие, многоканальное предоставление услуг, мобильные услуги, использование и цифровое неравенство, а также инновационные партнерства с использованием ИКТ. 

Аналогичным образом, Индекс местных онлайн-услуг (LOSI) отражает состояние развития предоставления электронных государственных услуг, цифровой контент, электронное участие, использование социальных медиа-платформ, открытые правительственные данные, открытое и прозрачное управление, а также подход "все правительство". По этому показателю в 2024 году, по сравнению с 2022 годом, мы видим небольшой рост в 1%. При этом, Казахстан сохраняет свое субрегиональное лидерство и приближается к самому лучшему показателю индекса онлайн-услуг Кореи.

Индекс телекоммуникационной инфраструктуры представляет собой усредненную комбинацию четырех показателей: (i) количество пользователей Интернета на 100 жителей; (ii) количество абонентов мобильной связи на 100 жителей; (iii) количество абонентов беспроводной широкополосной связи на 100 жителей; и (iv) количество абонентов фиксированной широкополосной связи на 100 жителей. Основным источником данных является МСЭ. 

В 2024 году Казахстан хорошо продвинулся в индексе телекоммуникационной инфраструктуры с 0.75200 в 2022 году до 0.92353 в 2024 году. Мы видим рост на 22%. Мы видим существенный рост интернет пользователей, рост пользователей мобильного интернета и  мобильных телефонов. Здесь мы приближаемся к лидеру субрегиона – стране ОАЭ.

Методология Индекса человеческого капитала (HCI) состоит из четырех критериев: грамотность взрослого населения, валовой охват образованием, ожидаемые годы обучения и средние годы обучения. Информация о HCI поступает непосредственно от ЮНЕСКО. Показатель валового охвата образованием не превышает 100%. По этому показателю мы видим снижение в 2024 году по сравнению с 2022 годом на 6,85%.

Надо отметить, что этот индекс человеческого капитала находится для нашей страны рисковой зоной. Сейчас его снижение хорошо перекрыли индексы онлайн-услуг и телекоммуникационной инфраструктуры, но в дальнейшем Казахстану будет все сложнее конкурировать с другими странами в индексе ООН Электронного правительства.

Для того чтобы Казахстан мог конкурировать в дальнейшем с такими странами как Сингапур, Корея и Эстония по развитию Электронного правительства, нам необходима амбициозная стратегия в области образования, нужно перестроить систему образования и начать учить детей младшего школьного возраста тому, как важно быть грамотным в цифровых технологиях. Также необходимо сосредоточиться на более долгосрочном планировании, рассчитанном на 30 лет вперед.

Самое главное, что необходимо сделать Казахстану, – это решительно поддержать частный сектор ИТ и его предпринимателей, чтобы они стали разработчиками цифровых инструментов, программного и аппаратного обеспечения и внедрили инновационные стратегии, которые сделают страну игроком в интеллектуальной цифровой экономике. 

Также хочу отметить, что на рост позиции Казахстана в этом индексе повлияло то, что в августе 2023 года МЦРИАП РК подписал меморандум о взаимопонимании с Министерством индустрии и новых технологий Таджикистана с целью обмена опытом по внедрению платформы цифрового правительства с Таджикистаном. Меморандум предусматривает возможность обучения таджикских специалистов в передовых ИТ-школах и научно-исследовательских институтах Казахстана.

Еще одной заметной инициативой стало Заявление о намерениях по продвижению инклюзивной цифровой трансформации, поддержке инноваций и обеспечение обмена знаниями, основанного на универсальном принципе "Никто не останется позади". Это заявление было подписано ПРООН, МЦРИАП и KazAID.

Поздравляю команды МЦРИАП, Центра поддержки цифрового правительства, АО «НИТ» и всех казахстанских ИТ- и телеком-компаний, которые внесли свой вклад в развитие казахстанского е-правительства. Дальше конкурировать с другими странами станет все сложнее и сложнее, поэтому сейчас нужно пересобраться и двигаться дальше. Новый рейтинг выйдет в 2026 году.