Мошенники подделывают сервисы бронирования жилья и продажи авиабилетов
На фоне роста турпотока в Казахстан мошенники активно подделывают сервисы бронирования.
В 2022 году туристический поток в Казахстан начал восстанавливаться после спада из-за пандемии коронавируса. Так, в январе в страну въехало около 6 тысяч туристов, а уже в июле этот показатель достиг почти 50 тысяч человек.
Однако вместе с развитием туризма повышается и активность интернет-мошенников. По данным экспертов "Лаборатории Касперского", злоумышленники под видом сервисов бронирования отелей и продажи авиабилетов создают и распространяют многочисленные фишинговые страницы.
Поддельные сервисы бронирования могут содержать восторженные описания и рассказы о гостеприимных хозяевах, подталкивая людей забронировать привлекательное жильё, но деньги в реальности получают мошенники.
Ещё одна популярная тактика для обмана — создание поддельных страниц с лотереями и подарочными картами. На них предлагается пройти небольшой опрос и ввести личные данные в обмен на щедрую скидку на покупку билета. Обычно такие страницы создаются с целью сбора личных данных и информации с банковских карт.
В конце опроса часто появляется просьба отправить ссылку на сайт друзьям, якобы чтобы получить приз. В таких случаях злоумышленники используют жертву для дальнейшего распространения скама, ― вероятность, что человек откроет ссылку, выше, если её прислал кто-то знакомый. Если же пройти по ссылке, то появляется уведомление, что для получения приза нужно оплатить некую комиссию. Такая комиссия ― и есть заработок злоумышленников.
Мошеннические схемы не обходятся без предложений купить билеты со скидкой на поддельных сайтах. Такие ресурсы обычно трудно отличить от настоящих: на них есть подробности о реальных перелётах, поскольку опытные фишеры используют информацию, полученную через официальные агрегаторы. В случае, если пользователи оформляют покупку на такой странице, то обещанных билетов они не получают. При этом злоумышленники остаются в двойном выигрыше ― в их руках оказываются и деньги, и личная информация, которая впоследствии может быть, например, выставлена на продажу в дарквебе.
- "Планирование и организация деталей путешествия требуют повышенного внимания. Люди могут неделями и месяцами искать наилучшее место, а в итоге попасть в ловушку мошенников. Мы напоминаем о необходимости оставаться скептичными к чересчур щедрым предложениям. Как правило, это уловки злоумышленников", — комментирует Валерий Зубанов, коммерческий директор "Лаборатории Касперского" в Центральной Азии.
Управляющий директор АО "НК "Kazakh Tourism" Даниел Сержанулы считает, что пока в Казахстане в сфере туризма мошеннические схемы по отношению к иностранным туристам не настолько распространены, чтобы это могло ухудшить впечатление от посещения страны. Однако учитывая рост потока гостей из РФ в Казахстан, Сержанулы полагает, что уровень мошенничества в сфере туризма в Казахстане тоже вырастет.
Чтобы безопасно планировать путешествие, эксперты рекомендуют:
- тщательно смотреть на адресную строку, прежде чем вводить конфиденциальную информацию, такую как логин и пароль. Если адресная ссылка вызывает подозрение (например, написание не соответствует оригиналу или используются специальные символы вместо букв), не нужно вводить свои данные на сайте. Если есть сомнения, проверьте сертификат сайта, нажав на иконку замка слева от ccылки;
- бронировать проживание и билеты только на доверенных сайтах и в идеале вбивать адрес сайта вручную;
- не переходить по ссылкам от неизвестных источников (приходящим в электронной почте, мессенджерах или социальных сетях);
- проверять информацию о скидках, которая приходит на почту или появляется в социальных сетях, на официальном сайте компании и тщательно проверять ссылки, на которые ведёт объявление с привлекательным предложением;
- использовать надёжное решение с функциями защиты от спама и фишинга.