«Надо было дома сидеть»: известные активисты обсудили проблему с женскими правами в Казахстане


Жанна Уразбахова, Анар Бурашева и другие активисты и эксперты в сфере защиты прав женщин, а также работающие в такси женщины обсудили, как в Казахстане можно улучшить условия работы для водительниц и создать безопасную среду для пассажирок. Обсуждение прошло в рамках панельной дискуссии Women in RH, организованной сервисом транспортных и городских услуг inDrive.

В конце октября 2024 года в Алматы прошла панельная дискуссия Women in RH (“Женщины в автомобильных поездках”), посвященная барьерам и возможностям женщин в сфере пассажирских перевозок. В мероприятии приняли участие водительницы сервиса inDrive, правозащитница и инфлюенсер Жанна Уразбахова, журналист и профеминист Мади Мамбетов, первая казашка, покорившая Эверест, Анар Бурашева, медиаменеджер Айсана Ашим, журналистка и активистка Асем Жапишева, а также специалистка по развитию бизнеса inDrive в Казахстане Айнур Аханова и кантри-менеджер inDrive Арай Бекембаев.

В сфере пассажирских перевозок традиционно наблюдается значительный гендерный дисбаланс среди водителей в сторону мужчин. Эта тенденция продолжает сохраняться, хотя встретить на дороге женщину за рулем собственного автомобиля совсем не редкость. Однако, отметили эксперты, женщины-водители более уязвимы на дороге, чем мужчины.

«Более 90% водителей в пассажирских перевозках — мужчины. Может показаться, что они просто лучше подходят для этой профессии: могут работать и днем, и ночью, и в замкнутом пространстве с незнакомцами. На самом деле это не так. Просто женщины сильнее подвергаются риску», – подчеркнула Айнура Аханова, специалистка по развитию бизнеса inDrive в Казахстане.

Кроме того, конфликты между водителями нередко решаются на повышенных тонах, в ход может пойти даже сила. А также существуют предвзятость со стороны мужчин-водителей, участников дорожного движения. 

«Если ты допускаешь ошибку на дороге, тебе кричат в окно: “Надо было дома сидеть, женщина!". Когда такую же ошибку допускает мужчина — никто его на кухню не гонит», – отметила Индера Молдагалиева, водительница inDrive.

Часто женщины-водительницы не чувствуют себя в безопасности во время поездки, также как и женщины-пассажиры. При этом, пассажиры зачастую предпочитают водителей женского пола, так как с ними более комфортно. Правозащитница Жанна Уразбахова объяснила это так: 

«Женщины чувствуют себя безопаснее с другими женщинами. Они не задают друг другу вопросы “А ты замужем? Можно твой номер телефона?”. Мужчины часто воспринимают работу таксистом как способ познакомиться».

Эксперты предложили ряд решений для повышения комфорта и безопасности женщин в городской поездке. Среди озвученных идей были, например, создание программы по обучению этическому поведению, потому что мужчины зачастуют не чувстуют грани между вежливым общением и нарушением личных границ. Другая идея: проводить тестирование водителей для оценки их уровня агрессии и коммуникабельности при приеме на работу.

Представители inDrive подчеркнули, что модель работы сервиса позволяет водителям и пассажирам выбирать друг друга по разным критериям, что дает возможность девушкам откликаться только на предложения девушек. Однако, компания рассматривает также возможность запуска отдельного женского тарифа. Пока это только планы, но не исключено, что подобный тариф может появится в Казахстане уже в 2025 году.

«У каждой из нас есть свой Эверест — стать хорошей матерью, добиться высот в карьере или сделать дороги чуть безопаснее для других женщин. И патриархальный мир не должен нам в этом мешать», – подвела итоги сессии Анар Бурашева, первая казашка, покорившая Эверест.

Инициатива проведения данного мероприятия принадлежит компании inDrive, которая второй год подряд проводит дискуссии с участием лидеров мнений, блогеров и правозащитников с целью честно и непредвзято посмотреть на себя и на индустрию пассажирских перевозок со стороны. Цель inDrive – создать безопасные и комфортные условия для всех участников поездки. По словам кантри-менеджера inDrive в Казахстане Арая Бекембаева, компания осознанно берет на себя социальную ответственность за развитие инклюзивной среды в индустрии, даже если некоторые решения не принесут прямой коммерческой выгоды.

Эксперты подчеркнули важность подобных обсуждений для развития отрасли и выработки эффективных решений по обеспечению безопасности всех участников рынка пассажирских перевозок.