Навыки будущего: что нужно знать и уметь в 21 веке
Развитие навыков, в том числе базовых, важнее обучения новой профессии. Об этом на форуме образовательных технологий сообщила глава Бюро непрерывного профессионального развития МФЦА Эльмира Обри. По словам эксперта, специальности появляются, исчезают, трансформируются, поэтому невозможно предсказать какие из них будут актуальны в будущем. Так какие же навыки будут востребованы в ближайшее время? Ответ на этот и другие вопросы искали признанные эксперты в области образования, участники сессии «Жизненные навыки». Делимся с вами самым важным.
Как считает Глава Бюро МФЦА Эльмира Обри, одним из самых востребованных навыков на сегодня является навык социализации, и нужно задуматься о холистическом образовании, куда мы двигаемся сейчас и к чему мы готовим новое поколение:
«Нам нужно учиться развивать в себе навыки и компетенции, нежели готовиться к профессиям. Профессии появляются, исчезают, трансформируются. Сегодня сложно предсказать, какие профессии будут востребованы через 20–30 лет, а какие исчезнут. Наша главная задача — дать инструменты, с которыми потом будущее поколение пойдет дальше на рынок профессиональной ориентации. В постсоветском пространстве пока не распространен Bottom-Up подход, мы забываем спрашивать у потребителя и стараемся навязать ему какую-то позицию. Меняться надо под те условия, которые представлены на рынке. В целом изменился потребительский спрос, поэтому наша компания перешла на продуктовый формат работы. Сейчас у нас представлены следующие продукты: платформа дополнительного образования для молодежи Alpharabius, цифровая платформа для профессионального развития Университет будущего, HR-тех и консалтинговое решение A-pro, а также уже известная многим школа программирования Qwant.!"
Руководитель программ ЮНИСЕФ по образованию и навыкам Адерихина Татьяна Алексеевна сообщила, что возникающие новые формы занятости требуют высокого уровня базовых навыков, цифровой грамотности, когнитивных навыков, навыков решения вопросов и социально-эмоциональных способностей:
«Взгляд ЮНИСЕФ на развитие навыков включает в себя содействие обучению, направленному на набор различных передаваемых навыков. Передаваемые навыки, также известные как жизненные навыки или навыки 21 века — это межличностные навыки или социально-эмоциональные навыки, которые позволяют молодым людям стать гибкими, адаптивными учениками и гражданами, готовыми преодолевать личные, академические, социальные и экономические проблемы. Цифровые навыки — понимание технологий, поиск и управление информацией, общение, сотрудничество, создание и обмен контентом, накопление знаний и безопасное решение проблем».
Татьяна добавила, что политика государства в системе образования должна включать создание открытых систем:
«Школа — не единственный источник обучения, это должно быть обучение через системы сертификации, признание навыков. Любая программа не может обучить навыкам — это должен союз обучающей организации, а также работодателя и какого-то производства, которое позволит отработать это на практическом уровне. ЮНИСЕФ рекомендует, чтобы программа состояла из 30% теории и 70% практики. Это как раз то, что будет готовить человека к его профессиональной деятельности».
Спикер сессии, тренер ICU Илья Шмелев отметил роль коучинга в системе современного образования:
«Главная идея внедрения коучинга в систему традиционного образования — это переход от классического формата коммуникации «родитель - дитя» к коммуникации «взрослый - взрослый». Человек должен научиться обучаться, понимая траекторию собственного развития, видеть зону своей ответственности».
По его словам, инструменты коучинга одним из первых были внедрены в систему образования Норвегии.
На панельной сессии также выступила исполнительный директор фонда имени Джона Смита Майя Паасиаро.
Паасиаро рассказала о возможностях, которые фонд предлагает для молодежи из стран СНГ. Это программы для молодых лидеров, которые в дальнейшем могут внести вклад в развитие общества. Fellowship Programmes состоит из трех основных частей: первое – встреча стипендиатов с чиновниками Великобритании, далее – разработка индивидуального проекта совместно с профессионалами по развитию их профессионального аспекта жизни, а также развитие лидерских навыков, включая дебаты и коммуникационную подготовку.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте новости первыми!