Развитие цифрового образования в Казахстане

Развитие цифрового образования в Казахстане

По данным исследования издания East-West Digital News, объем мирового рынка образования составляет $4,5-5 трлн. При этом, на онлайн-образование приходится только 3% ($165 млрд). Однако, по прогнозам аналитиков, к 2023 году этот рынок увеличится до $240 млрд.

Также по оценкам экспертов, через несколько лет цифровое образование станет рынком с оборотом в $1 трлн (~ 10% всего мирового рынка образования).

При этом, самым динамичным рынком цифрового образования является Азия. По данным Goldman Sachs, в китайские EdTech-компании было вложено до 1,2 млрд долларов в 2016 году. Прогнозируется ежегодный рост индустрии на 20%. Аналитики KPMG оценивают рынок онлайн-образования в Индии в $1,96 млрд. К 2020 году прогнозировалось, что доля Азии в EdTech-индустрии составит около 54%.

Динамичность развития рынка EdTech в Азии, по материалам публикаций The Steppe, связана с тем, что в Азии высокая рождаемость (более 600 млн школьников). Население Азии "зациклено" на получении хорошего образования, и родители готовы вкладывать баснословные деньги в образование своих детей. В Сингапуре родители тратят более $70 тыс. в год на образование одного ребенка, что в два раза больше среднего глобального показателя.

В Китае сейчас 53% населения имеет доступ к интернету. Китайские гиганты, такие как Alibaba, Baidu, Tencent, щедро вкладываются в отрасль. Например, компания Yuanfudao получила $1 млрд от Tencent.

Иностранные игроки также заходят на рынок Азии. Например, инвестиционный фонд Марка Цукерберга инвестировал в стартап Byju’s (онлайн-образование в Индии). Китайское правительство вложило $1,07 млрд в стартапы EdTech в 2015 году. Правительство объявило, что к 2020 году будет инвестировано $30 млрд в EdTech. В Индии правительство запустило такие программы, как Digital India и Skill India, для цифровизации страны.

Китайский рынок породил шесть "единорогов", среди которых ошеломляет успех онлайн-платформы для обучения английского языка VIPKID, чья стоимость оценивается в $1,5 млрд. Более 200 тысяч китайских детей и подростков пользуются данным сервисом, в базе которого числится 30 тысяч учителей из США и Канады.

Уровень удержания студентов составляет 95%, а задания в 25 минут принесли компании $760 млн. VIPKID в 2018 году заняла 29-ое место в списке самых инновационных компаний в мире, став второй в Китае после Tencent. EdTech-обозреватели считают, что VIPKID добился такого успеха, благодаря трем вещам: строгий отбор и поиск подходящего учителя студенту, обучение один-на-один, быстрый фидбек и зачисление учеников, серьезно настроившихся на изучение английского.

На постсоветском пространстве главным драйвером рынка EdTech является Россия. В 2021 году рынок онлайн-образования составил $860 млн.

Теперь о Казахстане. У нас рынок EdTech находится на начале своего развития и есть огромный потенциал для инноваций. На нашем рынке уже появились крупные игроки, такие как BTS Education c проектами Jumysbar.kz,EduNavigator.kz — школа электронной коммерции (кстати, обучение здесь бесплатно).

Крупным игроком является цифровая образовательная платформа "Күнделік", которая охватывает 3,2 млн учеников и 2,5 млн родителей, а также входит в топ-5 популярных казахстанских сайтов. Также заметными игроками являются Bilim media group с платформой bilimland.kz, "Центр инновационных технологий "Орлеу" с проектом Bilimal и "Алматыкітап" с цифровой платформой электронных учебников TopIQ и другие.

Вместе с тем, у казахстанского EdTech-рынка есть проблема — большинство местных компаний ориентированы только на внутренний рынок, поэтому они сталкиваются с его недостаточной емкостью. Как итог, их ждет неминуемая смерть или стабильная, но не растущая выручка. Однако есть выход и возможность масштабироваться — тесное партнерство с государством. Здесь необходима от государства четкая концепция развития рынка цифрового образования, нужны меры господдержки (сейчас компании EdTech в большинстве случаев не могут воспользоваться текущими мерами господдержки, так как не обладают серьезным залоговым имуществом). Нужна законодательная база, сейчас в Казахстане цифровое образование практически находится вне правового поля.

Для развития этого очень перспективного направления нужны усилия государства, однозначно, чтобы придать импульс рынку. Только вопрос, кто от лица государства будет двигать эту тему — МЦРИАП или МОН? Пока вопрос открыт.

Дискуссию о развитии цифрового образования надо продолжать, поэтому если у моих читателей будут конкретные предложения, пишите в комментариях. Надо дальше продвигать эти вопросы.