28 место в рейтинге E-Government. Что это значит?

28 место в рейтинге E-Government. Что это значит?

Одним из ярких инфоповодов на прошедшем Digital Bridge 2022 стала новость о том, что Казахстан поднялся на одну позицию в мировом рейтинге E-Government c 29 места на 28-е.

Так как я делала разборы этого рейтинга за предыдущие годы и сама являюсь частью большой истории казахстанского eGov, пройти мимо этой новости я не могла. Поэтому решила сделать свой разбор этой новости для моих читателей.

В самом начале, хочу напомнить, отчет о мировом рейтинге Электронного правительства готовит Департамент Организации Объединенных Наций по экономическим и социальным вопросам. В 2022 году вышел 12-ый отчет о развитии E-Government в 193 странах мира.

Итак, теперь к Казахстану. Начну с общего. Кроме того, что мы поднялись на один пункт с 29 на 28 место в общемировом рейтинге, так мы еще и заняли 7 место (ранее Казахстан занимал 11 место среди стран Азии) среди стран Азии, которые отличаются серьезным технологическим развитием в мире. Группа Азиатских стран со статусом VH "очень высокая группа в рейтинге EGDI" включает: Республику Корея (3 место в общем рейтинге), Сингапур (12 место), ОАЭ (13 место), Япония (14 место). Казахстан входит в группу стран V3, перед нами стоит Израиль (16 место), Кипр (27 место), Казахстан (28 место).

В целом, в мировом рейтинге Казахстан входит в группу V3 — это следующая после очень развитых стран группа. Группа V3 включает 12 стран с уровнем дохода выше среднего (Албания, Аргентина, Бразилия, Китай, Эквадор, Казахстан, Малайзия, Мексика, Перу, Сербия, Таиланд и Турция), которые достигли очень высоких уровней в онлайн-сервисах, используя очень высокий уровень развития человеческого капитала и средний или высокий уровень развития инфраструктуры.

Какие выводы мы можем сделать из рейтинга 2022 года?

1. Казахстан по уровню развитие E-Government вошел в мировую премьер лигу. Это значит, что конкуренция усиливается и удержаться на этой позиции, а еще и продвинуться дальше будет все сложнее. Поэтому отвечаю тем, кто писал мне как-то в комментариях, что гэп с 29 на 28 место — это не достижение. Нет, друзья, конкуренция в премьер-лиге с такими странами, как Япония, Корея, Сингапур, ОАЭ и другие, будет жесткая. А это значит, что даже перемещение на одну позицию вверх — большое достижение для страны.

2. Проанализировав страны, которые находятся выше нас в рейтинге по уровню онлайн-сервисов, я поняла, что мы недостаточно информируем мировую общественность о наших реалиях. Таких онлайн-сервисов, как в Казахстане нет, например, в том же Кипре, который находится на позицию выше. Поэтому здесь, я думаю, нужно усилить работу с международным экспертным сообществом и больше показывать миру о наших достижениях в цифровых сервисах.

Хочу отметить, что субиндекс онлайн-сервисов (OSI) был усовершенствован в сравнении с 2020 годом на основе пяти критериев — институциональная структура (ИС), предоставление услуг (ОП), содержание обеспечения (CP), технологии (TEC) и электронное участие (EPI) — с расчетом OSI в целом. Так что, может быть, что мы проигрываем вышестоящим государствам не в количестве и качестве решений онлайн-сервисов, а в уровне вовлечения и электронного участия граждан?! Это тоже повод для того, чтобы серьезно задуматься над повышением цифровых навыков и компетенций, а также вовлеченности наших граждан. И еще, вовлеченность иностранных граждан в пользование онлайн-сервисами тоже учитывается.

3. Методология E-Participation Index (EPI) была также улучшена в 2022 году, чтобы лучше оценивать вовлеченность, включая оценку: (i) государственных порталов и веб-сайтов для интеграции бюджетирования или аналогичных механизмов, (ii) доступность открытых государственных данных (OGD) в целом и в шести ключевых секторах, тесно связанных с реализацией ЦУР (образование, занятость, окружающая среда, здоровье, правосудие и социальная защита), (iii) свидетельство совместного создания или совместного производства механизмов для предоставления услуг, (iv) свидетельство того, что граждане участвуют с помощью онлайн-сервисов в процессах принятия решений, связанных с принятием решений по вопросам, касающимся уязвимых групп населения.

Также стали учитываться и (v) наличие онлайн-консультации (через электронные форумы, электронные опросы, электронные анкеты или другие инструменты электронного участия), которые предназначены для облегчения жизни людей в трудных жизненных ситуациях. Вот здесь для нас есть и возможность, и риск. Если мы не подтянемся по E-Participation, то появится вероятность выбыть из премьер-лиги. Кстати, ОАЭ сделал мощный скачок именно по этому показателю.

4. Субиндекс развития человеческого капитала Казахстана в общем рейтинге EGDI достаточно высокий. Но здесь тоже есть один нюанс, на который надо обратить внимание. В новой методологии уделяется особое внимание инклюзии и повышению цифровых компетенций для людей с особыми потребностями, женщин, сельских жителей и других категорий граждан с ограниченным доступом к технологиям.

5. Ну, и самый серьезный вызов для нас — это инфраструктура. Субиндекс TII (Telecommunications Infrastructure Index). Начнем с того, что инфраструктура E-Government фактически создавалась с 2005 по 2007 годы, и базовые ее элементы кардинально не модернизировались за прошедшие 10 лет.

В период с 2013 по 2015 годы в рамках проекта "Создание серверной интернет-платформы для оказания услуг хостинга государственным органам РК" в эксплуатацию было введено 14 дата-центров в регионах РК. В период с 2012 по 2014 годы была завершена линейная часть по прокладке ВОЛС в 13 областных центрах РК. Вот в принципе и все — основные вехи инфраструктуры eGov!!!

Важный вклад в этот показатель вносит оценка общей телекоммуникационной инфраструктуры по стране, в том числе и, например, наличие и доступность дата-центров. Темпы развития телеком инфраструктуры — это тоже вызов для нашей страны. Не буду углубляться сильно в эту тему, могу только подтвердить, что судя по стоимости услуг, ЦОДов в Казахстане существенно не хватает. То есть развитие уровня онлайн-сервисов в Казахстане не соответствует уровню развития инфраструктуры.

По сути, отчет оценки E-Government 2022 нам показывает, что при текущем развитии сервисов мы "уперлись головой" в возможности инфраструктуры. И это наше самое слабое место, и именно за счет "пробуксовки" в работах по развитию и модернизации инфраструктуры, мы можем реально вылететь из премьер-лиги, в которую мы попали в 2022 году. Я это специально пишу, так как международные эксперты, которые оценивают субиндексу TII идут именно по такому пути.

В инфраструктуре сосредоточены наши главные риски в будущем. Все мы понимаем, что у нас достаточно большая территория и при текущих ценах развитие инфраструктуры будет стоить достаточно дорого. Но я давно уже писала, что выход всегда есть. Может надо перестать "биться головой об автопром" и направить все эти ресурсы на модернизацию телеком инфраструктуры? И может, если мы создадим современную телеком инфраструктуру с дешевым качественным интернетом, все это доведем до всех регионов, то получим качественно совершенно другую экономику? Об этом надо задуматься именно сейчас. Это вопрос к нашим телекоммуникационным операторам!

Еще одно. В отчете ООН E-Government 2022 Казахстану посвящены несколько отдельных тезисов. Это значит, что наша страна заслужила определенное внимание со стороны мирового экспертного сообщества и международных организаций. В этих комментариях особый акцент сводится к обеспечению сельского населения доступом к интернету. Это тоже я расцениваю, как намек на слабое место в нашей инфраструктуре.

По итогам этого расклада, надеюсь, что мы, как страна, сделаем правильные выводы, пересоберемся и побьемся за места в 10-ке лучших стран по уровню развития E-Government. Думаю, что занять это крутое место для Казахстана реально, надо просто двигаться.