Sharing is caring: как развивается осознанное потребление в Казахстане
Сегодня казахстанцев уже не удивить каршерингом или прокатом самокатов. Однако возможности аренды вещей гораздо шире и охватывают самые разные сферы жизни.
К 2025 году глобальный рынок экономики совместного потребления достигнет 335 млрд долларов, согласно данным международной аудиторской корпорации PWC. Иначе называемая шеринговой, эта модель потребления сегодня набирает обороты по всему миру, демонстрируя высокий среднегодовой темп роста на уровне 32%, и успешно теснит традиционную экономику, основанную на владении.
Шеринговая экономика базируется на концепции разумного потребления ресурсов, будь то пространство, товары или услуги, с целью создания более эффективного и устойчивого общества. Ответственное потребление в действии позволяет сократить наносимый планете урон в виде огромного количества мусора и истощения ресурсов.
Экологичность, выгодность и практичность — три кита, на которых держатся сервисы по аренде вещей. Современное общество уже не видит необходимости инвестировать серьёзные средства в покупку, если предмет будет необходим лишь на короткое время. Прокат также помогает тем, кто не может определиться с функционалом или полезностью вещей. Это отличная возможность испробовать различные товары в деле, которая позволяет наглядно оценить все преимущества и недостатки.
Помимо аренды жилья, транспорта, техники, спортивного инвентаря и других вещей, концепция пользования без приобретения пришла и в сферу родительства. Дети быстро растут и казахстанцы часто оказываются с большим количеством купленных вещей, которые быстро теряют свою актуальность. Каждый ребенок индивидуален, и иногда дорогостоящая покупка может просто не понравиться или не подойти малышу. В таких случаях гораздо выгоднее взять предполагаемую покупку в аренду на тест-драйв, и опытным путем решить, нужна ли она вашему ребенку.
Другим краеугольным камнем для родителей является желание детей постоянно играть с новыми игрушками, а также быстрая потеря интереса к ним. Здесь на помощь родителям приходят такие шеринговые сервисы, как Alpaca в Алматы, который позволяет родителям взять в аренду различные игрушки, соответствующие возрасту и потребностям. Вместе с этим, в сервисе также доступен и развивающий инвентарь, повышающий навыки и качества у детей (мелкая моторика, логика и пр).
- "Наш сервис выручает родителей: порадовать ребёнка можно, не тратя много денег и времени на выбор, а когда игрушки перестанут быть интересны — они не превратятся в горы домашнего хлама. В Alpaca можно взять автокресло, детскую коляску или электрошезлонг на время и уже точно понять, стоит ли делать покупку в дальнейшем. Возможности нашего сервиса просто незаменимы в путешествиях — взяв дорогую коляску в аренду на неделю, можно сэкономить 90% от её первоначальной стоимости. Наряду с этим сервис также предлагает аренду товаров для детей разного возраста: кроватки, рюкзаки, весы, батуты, велосипеды и др. Сейчас возможности Alpaca доступны в Алматы, и в этом году мы планируем также выйти на рынок в Астане", — рассказала Татьяна Плотникова, со-основатель сервиса аренды детских товаров Alpaca.
Следует отметить, что сервис аренды детских товаров уже имеет своих постоянных клиентов, демонстрируя хорошие бизнес-показатели. Так, выручка стартапа за 1 квартал 2023 года выросла на 25,6% по отношению к 4 кварталу 2022 года, а общее количество клиентов превысило 5000 человек.
Аренда детских принадлежностей также вносит большой вклад в поддержку осознанного родительства, ведь все больше казахстанцев начинают задумываться об экологии. Разумное потребление, минимизация собственного углеродного следа и аренда необходимых товаров позволяют снизить нагрузку на окружающую среду и уменьшить количество пластика и других расходуемых ресурсов.
Шеринговая экономика имеет множество преимуществ как для отдельных людей, так и для казахстанского общества в целом. Осознанное потребление способствует как устойчивому развитию страны, так и оптимизации расходов во многих сферах. Развитие концепции совместного пользования позитивно повлияет на рынок Казахстана, снижая доли крупных игроков, развивая здоровую конкуренцию и открывая новые возможности для потребителей.