E-commerce в Казахстане растет за счет маркетплейсов
В Казахстане наблюдается бум рынка электронной коммерции.
В 2022 году объем рынка розничной электронной коммерции (на внутренний рынок) с учетом маркетплейсов составил 1963,5 млрд. тенге. Данными в новом исследовании рынка поделились в Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК. При этом, из них оборот розничной торговли через маркетплейсы составил 1117,9 млрд. тенге (56,9%), а реализация товаров через собственный интернет-ресурс — 845,6 млн тенге (43,1%).
В Бюро отметили, что маркетплейсы, которые не имеют собственных товаров, но помогают другим продавать, впервые начали отчитываться и поэтому данные за 2022 год были рассчитаны с учетом этих данных.
Поэтому и доля электронной торговли в общем объеме розничной торговли в 2022 году составила 12,5%, когда в 2021 году она была лишь 3,6%.
Объем электронной коммерции услуг с учетом маркетплейсов составил 1186,5 млрд. тенге. Объем оказанных услуг через собственный интернет-ресурс составил 254,7 млн. тенге (21,5%). Объем оказанных услуг через платформу электронной коммерции (маркетплейс) составил 931,8 млн. тенге (78,5%).
Наибольшая доля в объеме оказанных услуг через маркетплейсы приходится на услуги по перевозке пассажиров — 50,3%, услуги по бронированию мест на транспорт — 9,6%, услуги по доставке пищи на заказ — 5,1%.
В розничной торговле наибольшую долю по реализации через собственный интернет-ресурс составили товары для домашнего пользования (34,7%), одежда, обувь и спортивные товары (17,3%), продукты питания (13,2%), косметика (6,5%), лекарственные препараты (4,8%).
Из способов оплаты за товары и услуги наиболее предпочтительными являлись оплата дебетовой картой или электронный банковский перевод (31,5%), оплата кредитной картой через интернет (23,5%), оплата наличными (22,6%), онлайн платежи (13,9%), мобильный телефон (5,3%), оплата подарочной картой или онлайновый ваучер "баллы" программы бонусов или купонов (3,1%), цифровой кошелек (0,1%).
По способу доставки наиболее предспочтительным является вид доставки непосредственно покупателю с использованием услуг обычной почты или других способов доставки, доля которого составила 46,9%, самовывоз из пункта продажи или пункта обслуживания — 35,3% и онлайн доставка — 17,8%.