Не все казахстанцы умеют проверять достоверность информации в интернете
Не все казахстанцы умеют проверять достоверность информации в интернете
Сегодня МЦРИАП поделился данными цифровой грамотности населения Казахстана. Активное обучение началось в 2020 году, где приняло участие 318 тыс. человек. Цифровая грамотность включала в себя пять направлений, среди которых базовые цифровые навыки, получение государственных услуг в электронном режиме, информационная безопасность. Так, если в 2019 году электронные услуги могли получать только 2,2 млн казахстанцев, то к 2021 году цифра выросла до 13 млн.
"Что касается зарегистрированных пользователей в eGov в 2019 году зарегистрированы только 516 тыс. человек, а в 2021 году — 6,6 млн человек", — пояснил заместитель директора департамента развития отрасли информационных технологий Министерства цифрового развития инноваций и аэрокосмической промышленности РК Даулет Душабаев.
В 2020 году министерство также задалось вопросом эффективности обучения. И чтобы ответить на вопрос, было сформировано три группы, чтобы выработать новый подход.
"Первая группа провела опрос населения, провела не менее 10 интервью, изучила международный опыт. В опросе приняли участие около 3 тыс. человек от 25 до 75 лет. Опрос состоял из 30 вопросов: можете ли вы пользоваться интернетом, умеете ли вы получать товары через телефон", — объяснил Даулет Душабаев.
Результаты опроса показали, что только 40% казахстанцев в возрасте 65-70 лет умеют получать государственные услуги. На вопрос о навыках проверки надежности источников и фактов, лица в возрасте 65-75 лет ответили, что не могут проверить. Только 66% казахстанцев в возрасте от 35-40 лет ответили, что умеют проверять надежность источников и фактов.
Результаты опроса также показали, что лица в возрасте 70-75 лет не могут обезопасить персональные данные и приватность в интернете. Только 10% казахстанцев в возрасте 65-70 лет могут обезопасить персональные данные. 23% казахстанцев пожилого возраста 60-65 лет могут в режиме онлайн оформить возврат билетов на концерт. Также полученные данные говорят о том, что казахстанцы пользуются YouTube и Google, если не знают, как получить те или иные виды услуг.
О том, как мыслить критически и что такое фактчекинг, наш эксперт рассказывал в блоге.