Особенности работы комплаенс-офицера в МФЦА
Работа комплаенс-офицера в МФЦА несколько отличается от классической роли такого эксперта в казахстанских банках, квазигосударственном секторе, а также в профессиональных участниках рынка ценных бумаг или платежных организациях: как по задачам, так и по уровню ответственности. Здесь это не просто функция соблюдения правил — это стратегия управления доверием, репутацией и устойчивостью.
МФЦА функционирует в юрисдикции, основанной на принципах английского права. Регулятор центра — это AFSA (Astana Financial Services Authority), который устанавливает правила для всех финансовых организаций внутри МФЦА, включая банки, брокеров, управляющих компаний, криптопровайдеров и платежные организации.
AFSA предъявляет высокие требования к компетенциям и независимости ключевых специалистов, особенно к Approved Individuals — сотрудникам, отвечающим за управленческие и контролирующие функции, из которых можно выделить CEO, CFO, MLRO и, конечно же, комплаенс-офицера.
Важными инструментами адекватной комплаенс-функции в организации, зарегистрированной на МФЦА и имеющей лицензию, выданную AFSA, являются:
● Compliance Manual — основной документ, описывающий процесс управления комплаенс-рисками и обеспечения соблюдения всех применимых к организации требований и стандартов;
● Compliance Monitoring Program — план, реализация которого включает в себя комплекс мер, направленных на проведение проверок и контроля за соблюдением политик и процессов организации на всех уровнях. По сути, это план минимум для комплаенс-офицера на определенный период.
В традиционных казахстанских банках, а также в платежных организациях и компаниях на рынке ценных бумаг комплаенс во многом завязан на требования Агентства по регулированию и развитию финансового рынка и Национального Банка и часто носит реактивный характер. Основное внимание тут — на соблюдении формальных регуляторных требований и отчётности, с не всегда широким творческим подходом.
В квазигосударственных компаниях, особенно не из финансового сектора, комплаенс-функция чаще всего ограничивается антикоррупционной политикой, этическими кодексами и формальным контролем конфликта интересов. Там редко внедряются полноценные системы AML, и комплаенс не всегда может иметь независимый статус.
В МФЦА же комплаенс — это центральная функция управления рисками, где комплаенс-офицер участвует в стратегическом развитии, проводит риск-анализ клиентов и продуктов, обеспечивает полное соответствие международным стандартам, взаимодействует с MLRO по вопросам ПОД/ФТ.
Если подытожить, то комплаенс в МФЦА — это не формальность. Это весьма актуальная профессия, которая призвана быть надежным щитом для бизнеса организации. Здесь нет места для формального подхода — только для профессионализма, гибкости и умения быть на шаг впереди. Комплаенс-офицер здесь должен постоянно развиваться, изучать лучшую мировую практику, подходы соседей — например, DIFC или ADGM — которые близки по духу быть частью комьюнити Compliance Hub.