От аутсорса к полной интеграции: как BOT помогает бизнесу запускать IT-продукты и масштабироваться

Запуск финтех-продуктов – это всегда сложный процесс на стыке IT-экспертизы, регуляторных требований и высоких ожиданий пользователей. Компании сталкиваются с выбором: развивать IT-инфраструктуру с нуля, что требует значительных временных и финансовых вложений, или привлекать внешних специалистов, рискуя потерять контроль над критически важными процессами.

Модель BOT (Build-Operate-Transfer) предлагает баланс между этими подходами. Она позволяет бизнесу ускорить разработку за счет внешней экспертизы, сохраняя стратегический контроль над продуктом. На этапе эксплуатации партнер решает ключевые технические и организационные задачи, плюс формирует сильное IT-подразделение для заказчика.

Как модель работает на практике и какие преимущества дает бизнесу, рассказываем вместе с экспертами Rocket Tech

Что такое модель BOT?

Build-Operate-Transfer (BOT) — это бизнес-модель, при которой сторонний поставщик создает команду или центр разработки для компании, управляет им в рамках обозначенного периода, а затем передает его заказчику. 

Согласно исследованию Global Outsourcing Insights, с 2023 по 2024 годы уровень внедрения BOT-модели увеличивался более чем на 25%. Особенно в технологическом секторе, где 60% компаний с глобальными операциями применили BOT-стратегию. Ее широко используют как бигтехи для создания R&D-центров, так и банки с финтехами для быстрого запуска новых продуктов. 

В текущей версии модель включает три основных этапа взаимодействия IT-партнера и компании-заказчика:

  1. Build (Создание) – формирование команды, разработка инфраструктуры, настройка процессов и интеграция с бизнесом клиента.
  2. Operate (Управление) – управление командой, улучшение рабочих процессов, обучение персонала, мониторинг эффективности.
  3. Transfer (Передача) – передача всех активов, знаний и команды заказчику, который берет на себя дальнейшее руководство.

В чем отличие BOT от традиционного аутсорсинга?

В основе обоих подходов лежит привлечение внешних IT-подрядчиков, но в долгосрочной перспективе разница между ними значительна: 

Постепенная передача контроля – в  BOT заказчик получает управление поэтапно, и плавный переход. В традиционном аутсорсинге контроль остается у поставщика, что может ограничивать бизнес в дальнейшем развитии продукта. 

Гибкость и интеграция команд – BOT позволяет заказчику полностью включить команду в свою структуру и настроить процессы под свои нужды. В аутсорсинге команда остается внешним ресурсом, что ограничивает ее вовлеченность в продукт.

Долгосрочная экономия – хотя BOT требует больших начальных инвестиций, в перспективе расходы могут быть ниже за счет оптимизации процессов и лучшего контроля над затратами. В аутсорсинге стартовые вложения минимальны, но долгосрочные расходы могут оказаться выше из-за постоянных выплат провайдеру.

Контроль качества и вовлеченность – BOT требует активного участия заказчика, что также позволяет регулярно отслеживать качество работы. В аутсорсинге есть риск недостаточного контроля, поскольку ответственность за выполнение остается на стороне поставщика.

“BOT-модель выигрывает у классического аутсорсинга и инхаус-разработки за счёт скорости, контроля и долгосрочной эффективности. Мы сразу собираем команду под конкретный проект, быстро запускаем разработку и берем на себя все операционные и регуляторные риски. В отличие от аутсорсинга, где команда всегда остается внешней, в BOT мы передаем ее клиенту со всеми накопленными знаниями, отлаженными процессами и рабочим продуктом. В отличие от инхауса, клиенту не нужно тратить время и ресурсы на найм, адаптацию и управление на старте – он получает готовую команду с максимальной вовлеченностью в бизнес”, – отмечает сооснователь Rocket Tech Олег Качалин.

Кому больше подойдет BOT?

Такая модель предназначена для компаний, которым нужна собственная ИТ-команда, но не хватает опыта или ресурсов для ее найма и управления. Также она применима в условиях нехватки талантов на локальном рынке или потребности бизнеса в удаленном центре разработки. Еще один сценарий – наличие специфических требований безопасности и конфиденциальности в развитии продукта, что делает аутсорсинг менее предпочтительным.

“BOT-формат особенно выгоден компаниям, которым важно быстро создать сильную R&D-команду, не теряя времени на подбор и настройку процессов. Это могут быть банки, финтех-стартапы, маркетплейсы, телеком-операторы, ритейл-платформы и другие игроки, которые хотят встроить финтех-сервисы в свою экосистему, – рассказывает Олег Качалин, – Использование проверенных технологий и глубокая экспертиза в финтехе также снижают риски и ускоряет разработку. По опыту создания коробочного IT-решения Ready Bank, мы знаем, как работать с регуляторами, платежными системами, банками, что важно для соответствия требованиям AML, KYC и PCI DSS”. 

Если аутсорс, как правило, ориентирован на краткосрочные или вспомогательные задачи, BOT больше подходит для долгосрочного развития бизнеса. Опытная команда специалистов может стабильно развивать продукт и обеспечить ему быстрое масштабирование.  

В условиях усиливающейся конкуренции в банковской и финансовой сферах  бизнесу необходимо действовать быстрее, чтобы улучшать позиции. Успех будет во многом зависеть от скорости разработки и запуска новых продуктов на рынок. BOT-модель от надежных IT-партнеров поможет оптимизировать этот процесс за счет экспертизы, гибкости и развития внутренних IT-компетенций внутри компании. 

Автор: Олег Качалин, Rocket Firm Group co-founder, Rocket Tech Head of Discovery, UI/UX & Product Design expert.