Пассажирские авиаперевозки в августе 2025 года выросли на 4,6%, грузовые на 4,1%

Пассажирские авиаперевозки в августе 2025 года выросли на 4,6%, грузовые на 4,1%


Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила данные по мировому рынку авиаперевозок за август 2025 года.

Пассажирские перевозки 

·       Общий спрос, измеряемый в пассажиро-километрах (RPK), вырос на 4,6% по сравнению с августом 2024 года. Общая провозная емкость, измеряемая в доступных кресло-километрах (ASK), также увеличилась на 4,5% в годовом выражении. Коэффициент загрузки (PLF) в августе составил 86% (+0,1 п.п. по сравнению с августом 2024 года), что стало рекордным показателем для этого месяца. 

·       Международный спрос вырос на 6,6% по сравнению с августом 2024 года. Провозная емкость увеличилась на 6,5%, а коэффициент загрузки составил 85,8% (+0,1 п.п.).

·       Внутренний спрос вырос на 1,5% по сравнению с августом 2024 года, при этом провозная емкость увеличилась на 1,3%, а коэффициент загрузки составил 86,3% (+0,1 п.п.). 

«Спрос в августе вырос на 4,6% по сравнению с прошлым годом, что подтверждает: летний сезон путешествий 2025 года в Северном полушарии стал рекордным. Более того, самолеты летали с максимальной заполняемостью за всю историю: коэффициент загрузки достиг 86%. Несмотря на экономическую неопределенность и геополитические вызовы, глобальный рост не показывает признаков замедления: расписания на октябрь отражают планы авиакомпаний увеличить провозную емкость еще на 3,4%. Перевозчики делают все возможное, чтобы удовлетворить высокий спрос путем повышения эффективности, и в этой связи решение проблем с цепочками поставок становится сегодня еще более критически важным для авиастроительной отрасли», — заявил Уилли Уолш, генеральный директор IATA. 

 

Региональный обзор – международные пассажирские перевозки

Рост спроса на международные полеты (RPK) достиг в августе 6,6% в годовом выражении, а коэффициент загрузки достиг исторического максимума. Именно международные перевозки стали главным драйвером роста, обеспечив 87% общего прироста мирового пассажиропотока в августе. Основными драйверами роста для авиакомпаний Азиатско-Тихоокеанского региона стали высокий спрос в Китае и Японии (+11,8% и +12% соответственно). Североамериканские авиакомпании четвертый месяц подряд фиксируют снижение коэффициента загрузки на международных рейсах в годовом выражении.

Обзор внутренних рынков пассажирских авиаперевозок

Внутренние пассажирские авиаперевозки выросли на 1,5% по сравнению с августом 2024 года и обеспечили лишь 13% прироста мировых пассажирских перевозок против 25% годом ранее. Коэффициент загрузки на внутренних рейсах в США снижается в годовом выражении уже восьмой месяц подряд. Существенный рост в Бразилии во многом стал результатом инициатив правительства, направленных на стимулирование туризма.

Грузовые перевозки

·       Общий спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах (CTK), увеличился на 4,1% по сравнению с августом 2024 года (+5,1% для международных перевозок).

·       Провозная емкость, измеряемая в доступных грузовых тонно-километрах (ACTK), выросла на 3,7% по сравнению с августом 2024 года (+5,5% для международных перевозок). 

«Спрос на грузовые авиаперевозки в августе вырос на 4,1%, что стало шестым месяцем подряд с положительной динамикой в годовом выражении. Объемы продолжают увеличиваться, несмотря на изменения в глобальных торговых потоках. Грузовые авиаперевозки выиграли от частичного перераспределения некоторых ценных грузов с морского транспорта, поскольку отправители стремятся снизить риски, связанные с изменениями тарифной политики. При этом часть потоков смещается от Северной Америки в пользу направлений Европа–Азия, внутри Азии, Африка–Азия и Ближний Восток–Азия. Такая гибкость особенно важна для участников рынка в условиях меняющейся тарифной политики США», — заявил Уилли Уолш, генеральный директор IATA. 

Основные факторы, оказавшие влияние на статистику:

·       Мировая торговля товарами в июле выросла на 5,4% в годовом исчислении.

·       Цены на авиатопливо в августе оказались на 6,4% ниже уровня прошлого года, что стало уже четырнадцатым месяцем непрерывного снижения в годовом выражении. 

·       Мировое производство в августе продемонстрировало рост оптимизма: индекс PMI поднялся до 51,75, что стало самым высоким значением с июня 2024 года. В то же время показатель новых экспортных заказов остается ниже отметки 50 — на уровне 48,73, отражая сохраняющуюся осторожность на фоне неопределенности в тарифной политике.  

 Детализация показателей авиационных грузоперевозок по регионам за август 2025 года по отношению к августу 2024 года: 

Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона в августе зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 9,8% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 6,9% в годовом исчислении.

Североамериканские перевозчики в августе зафиксировали падение спроса на грузовые авиаперевозки на 2,1% в годовом исчислении, что является самым медленным ростом среди всех регионов. Провозная емкость снизилась на 1,0% в годовом исчислении.

Европейские перевозчики в августе зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 3,2% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 4,2% в годовом исчислении. 

Авиакомпании Ближнего Востока в августе зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 2,7% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 4,3% в годовом исчислении. 

Латиноамериканские перевозчики в августе зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 2,1% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 5,0% в годовом исчислении.  

Африканские авиакомпании в августе зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 11,0% в годовом исчислении – самый высокий показатель среди всех регионов. Провозная емкость увеличилась на 12,3% в годовом исчислении. 

Показатели торговых маршрутов: 

Объемы грузовых авиаперевозок в августе 2025 года значительно выросли по всем основным торговым коридорам, за исключением направлений «Азия–Северная Америка», «Ближний Восток – Европа» и «Внутри Европы», по которым наблюдалось снижение.