Почему не случилось революции в платежах?
Финансовый рынок постоянно меняется: банки трансформируются — классических банков все меньше, финтехи развиваются, случаются даже гибриды. У многих на слуху в последнее время стартап под названием Revolut. Идея Revolut — предоставить финансовые сервисы клиентам с минимальной комиссией. В прошлом году прошла новость, что скоро Revolut появится в Казахстане, я даже оставила заявку на выпуск их карты. Но прошло достаточно много времени, в Казахстане их услуг нет. Видимо, пробиться на наш рынок не так просто с учетом законодательства, а также бизнеса, ведь у нас не принято давать клиенту низкие комиссии, разве что только внутри одной экосистемы.
В Казахстане не так давно заявил о себе SilkPay — о нем много пишет CEO их компании. Так, например, недавно, в одном из постов в социальных сетях он написал: "Мы сами выпускаем карты и не зависим от банков, так как с некоторыми мы потеряли в совокупе больше двух лет в начале нашего пути…". Кроме этого, SilkPay работает (по крайней мере пока) без комиссии за перевод.
Изучив, даже поверхностно, оба проекта, стало понятно, что оба пытаются быть независимыми от классических банков. Что еще происходит у нас в Казахстане?
Финтехи все еще зависят от банков, развивая уже много лет электронные деньги: тут и эмиссия денег и эквайринг (оба сервиса дают банки), поэтому позволить себе недешевое "удовольствие" могут только партнеры-букмекеры. Возвращаясь к банкам и их комиссиям, где-то банки обнуляют (берут расходы на себя), где-то комиссии просто драконовские. Мне недавно нужно было перевести 200 тысяч тенге с карты в Kaspi на карту, эмитированную Евразийским банком, и размер комиссии Kaspi — 0,95%, что составило 1 900 тенге. В итоге я обналичила средства в банкомате и пополнила карту в Евразийском, мои усилия — дойти до банкоматов указанных банков.
Ранее, в предыдущих статьях, я писала и повторюсь: банки могут зарабатывать на других своих продуктах, но если есть цель заработать на перекладывании клиентских денег, то это не должно быть так дорого. Для этого и создавалась СМП от Национального банка. В июне будет год как запущена СМП.
На сегодня к системе подключено восемь банков и одна платежная организация. Анализируя данные на сайте КЦМР, обороты в СМП постоянно растут. Так, в июне 2022 года через СМП прошло 80 869 000 тенге, в апреле этого года — 11 569 074 000 тенге. То есть, рост за менее чем год, более чем в 140 раз! Да, на момент запуска системы было значительно меньше участников (четыре участника в июне 2022 года), сейчас их больше. Но все еще не представлены Kaspi и Halyk, не появились новые платежные организации, то есть СМП является на сегодня доступным только клиентам банков и то не всех.
Возвращаясь к началу статьи, хочу продолжить мысль о новых проектах, которые являются основной движущей силой и своей идеей выдвигают низкие комиссии для клиентов или их отсутствие. Да, это не новое условие, никто велосипед не изобретал, но хочется верить, что есть люди — вдохновители и создатели новых сервисов, которые понимают очевидные вещи: должна быть золотая середина, когда миссия компаний призвана уважать клиента и бережно относиться к его средствам. У нас в Казахстане, я уверена, развивая СМП, можно предоставить населению доступные, с точки зрения комиссий, услуги, что, кстати, уже делают банки-участники СМП, но масштабирования можно добиться только при условии, когда подключатся все банки, которые работают с клиентами и другие участники финансового рынка. Пока революции не случилось.
Использованные ресурсы: upayment.kz и kisc.kz.