Праздники по-казахстански: как бренды отмечают праздники?

Совсем недавно отгремела череда весенних праздников. Казахстанские компании не просто поздравляли жителей страны, но и запускали специальные активности. Специально для Bluescreen собрали одни из самых ярких примеров праздничных проектов локальных компаний на самые главные праздники страны.

Праздники – это не просто возможность отдохнуть, но и важные события, которые несут в себе глубокий смысл. Они объединяют и вдохновляют людей, укрепляют чувство национальной идентичности, а некоторые подчеркивают культурные особенности страны. Кроме этого, праздники – отличная возможность для брендов повысить узнаваемость, укрепить лояльность клиентов и увеличить продажи. Такой подход практикуют компании по всему миру и Казахстан – не исключение.

Конечно, не каждый праздник подходит для маркетинговой активности компании. Чаще всего внимание брендов привлекают важные для страны праздники, те которые имеют значение практически для каждого жителя страны. В Казахстане такими можно смело считать: День Независимости, Новый год, Навурыз, 8 марта, День Единства народа Казахстана и День Защитника Отечества.

День Независимости

День Независимости Казахстана или День Республики – это главный праздник Казахстана, символизирующий свободу и суверенитет страны, а также отражающий ее исторический путь. Отмечается 16 декабря. В этот день проходят торжественные мероприятия, парады, концерты и фейерверки.

Яркий кейс:

  • Бал-Бала 7: В 2010 году деятель культуры и продюсер Кыдырали Болманов презентовал в честь Дня Независимости первый бренд национальных игрушек. "Бал-Бала 7" выпустил авторскую линию игрушек, прототипами которых послужили персонажи казахского народного фольклора: Алдар-Косе, Тазша бала, и другие. Этот проект не только поддержал национальную идентичность, но и способствовал воспитанию детей в духе казахских традиций.

Новый год

Новый год — это один из самых популярных праздников не только в Казахстане, но и в мире. Он отмечается с размахом и особым колоритом. Конечно, когда речь заходит о Новом годе, первая рекламная кампания, которую сразу можно вспомнить – караван Coca-Cola и песня “Праздник к нам приходит!”. Но Coca Cola не единственные, кто использует в своих маркетинговых активностях Новый год.

Яркие кейсы:

  • Magnum: В 2021 году крупнейшая торгово-розничная сеть Казахстана запустила новогоднюю кампанию «Наполняем жизнь новогодним чудом». В рамках акции были представлены видеоролики с популярными блогерами – Сергазы Токтарбека и Сабиры Жарасовны. Кампания Magnum была создана в поддержку масштабных акций: скидок до 50% на популярные товары к новогоднему столу и участие в еженедельных розыгрышах на 10 миллионов тенге. В итоге было разыграно общая сумма в 40 000 000 тенге.
  • Borjomi Казахстан: В 2021 году бренд запустил кампанию «Обновись!». Рекламный ролик с участием грузинской топ-модели Лики Ригвавы подчеркивал, как вода Borjomi помогает восстановить силы и насладиться праздником. Кампания получила положительные отзывы за оригинальность и тем самым привлекла внимания к продукту.Отметим, что Borjomi повторяли кампанию “Обновись!” в следующие годы. Так, в 2023 году ее приурочили к Наурызу.
Кадр из ролика Borjomi

Наурыз

Наурыз — это праздник весеннего равноденствия, который символизирует обновление и процветание. Он отмечается 21-22 марта и является одним из самых значимых праздников в Казахстане. В 2024 году казахстанские компании особенно активно праздновали Наурыз и запускали различные активности.

Яркие кейсы:

inDrive в честь Наурыза компания запустила сразу 3 активности: конкурс на самое лучшее оформление машин в национальном стиле, фестиваль inNauryz и подкаст об айтысе.В поддержку конкурса, по улицам Алматы ездили 2 ярко украшенные машины: одна с тюльпанами (символ Наурыза), а вторая с тюбетейками. Сам конкурс проходил в соцсетях, его призовой фонд составил 1 000 000 тенге. Казахстанцы охотно украшали свои машины. По хештегу #NauryzDrive можно даже сейчас увидеть десятки креативно украшенных автомобилей в национальной тематике.

Победитель конкурса
Машина, украшенная тюбетейками, от inDrive

Фестиваль inNauryz inDrive организовали совместно с Центром развития креативных индустрий Almaty Creative. Основная идея мероприятия была в привлечение внимания к искусству акынов. На сцене выступали именитые акыны и домбристов, а также прошел айтыс и жумбак айтыс.Также в рамках фестиваля был запущен подкаст об айтысе и его влиянии на современное искусство. На момент подготовки материала подкаст набрал более 6 000 просмотров.

Фото с подкаста об айтысе
  • Костанайский автомобильный завод Allur: компания установила брендированные юрты сразу в трех городах Казахстана. В Астане и Костанае изюминкой юрт стало их современное внутреннее убранство: внутри были установлены LED-экраны. С их помощью полностью воссоздали традиционный интерьер юрты.В Алматы же юрты от Allur стали олицетворением культуры и традиции и имели более классический вид. К слову, в Алматы юрта доступна к посещению круглый год для гостей этноаула "Гунны".

8 марта

Международный женский день — это важный праздник для женщин в Казахстане. Празднуется 8 марта и традиционно, компании не обходят его вниманием.

Яркие кейсы:

Банк Хоум Кредит: В 2021 году банк поздравил женщин с 8 марта, сняв музыкальный клип на песню «Ана туралы жыр» казахстанского композитора Шәмші Қалдаяқова. В клипе приняли участие звезды казахстанской эстрады Роза Рымбаева и её сын Мади Рымбаев, что придало проекту особую эмоциональность и вызвало широкий резонанс в СМИ.

Кадр из клипа
  • Костанайский автомобильный завод Allur: в 2024 году запустили проект «Әйел тізгінде», который отмечал женщин, чья жизнь связана с автомобилями. Проект организовали при участии известного фотографа Оспана Али и креативного пространства Qyr.space. В рамках проекта Оспан Али провел воркшоп для фотографов из Астаны, результатом которого стала выставка, посвященная Международному женскому дню. Кроме этого в рамках фотовыставки можно было приобрести эксклюзивный мерч по проекту Aiel tizginde в коллаборации с брендом Kiin creative. Часть вырученных средств организаторы направили на благотворительность.

День единства народов Казахстана

Праздник отмечается 1 мая и символизирует дружбу и единство многонационального народа Казахстана. Ранее в этот день отмечали Праздник солидарности всех трудящихся. Сегодня – это праздник единства всех народов, проживающих на территории Казахстана.

Яркий кейсы:

  • Smart City и Citix: В 2022 году на смартбордах Алматы и Нур-Султана был запущен арт-проект, посвященный Дню единства народа Казахстана. На экранах транслировали 15 авторских работ местных художников, подчеркивающих многонациональность и культурное богатство страны.К слову, инсталляция стала часть инициативы Citix Art Mix в поддержку казахстанской креативной индустрии.

День Защитника Отечества

День Защитника Отечества посвящен мужчинам и женщинам, которые служат или служили в Вооружённых силах Казахстана. Отмечается 7 мая и привлекает не меньше внимания, чем все вышеперечисленные праздники.

Яркий кейсы:

  • QAZAQ AIR: в 2021 году авиакомпания запустила акцию в честь Дня Защитника Отечества, предоставив всем военнослужащим одно бесплатное место багажа на всех рейсах 7 мая. Эта инициатива была положительно оценена как самими военнослужащими, так и широкой аудиторией.