Продуктовые исследования: как понять пользователя, продукт и бизнес
Качественные исследования — это изучение пользователя и пользовательского опыта на стыке программирования, дизайна и маркетинга. В IT-продукте исследования помогают лучше понимать людей: их боли и потребности, а также позволяют компаниям не тратить ресурсы на разработку нежизнеспособных продуктов/фич, улучшать бизнес-процессы и многое другое.
Исследования существовали давно, но в бизнес-целях стали применяться относительно недавно. Один из ярких примеров: в начале 2000-х годов команда американского usability-специалиста Джареда Спула исследовала конверсию на сайте интернет-магазина Best Buy. Ситуация была такой: когда пользователи добавляли товары в корзину, появлялась форма — "зарегистрироваться".
Пообщавшись с людьми, Джаред Спул понял, что они хотят покупать без регистрации. Он поменял название кнопки на "Перейти к оплате" и добавил подпись снизу — "Вы будете автоматически зарегистрированы на сайте". За год продажи компании увеличились на $300 млн.
Гостями 2 эпизода 4 сезона подкаста "Код и кофе" стали тимлид команды исследователей Kolesa Group Динара Абдильдинова и CX-исследователь БЦК Алина Авдонина.
Интересные бизнесовые кейсы
Динара Абдильдинова: Когда я работала в агентстве, до Kolesa Group, был один очень интересный кейс. Один из крупных застройщиков взял в проект возведение жилых комплексов в стране N и заказал исследование. Нужно было не только поговорить с людьми, но и изучить рынок: ёмкость, платёжеспособность населения, учесть менталитет людей. Когда построили дома и пошли продажи, было очень приятно.
Алина Авдонина: Работая в Альфа-Банке, мы с командой проектировали процесс регистрации ТОО в Казахстане. Выяснилось, что люди открывают ТОО не из-за желания построить большой бизнес с огромными оборотами. Они открывают ТОО, потому что хотят видеть перед названием своей компании "ТОО" — это звучит солиднее.
Как презентовать результаты и быть услышанным
Динара Абдильдинова: Зависит от того, на каком этапе развития находится компания. В Kolesa Group в этом больших сложностей нет, потому что компания осознанно и своевременно внедрила в свою работу UX-исследования. Потом отдел стал развиваться, и мы стали смотреть шире. Сейчас все команды понимают важность качественных исследований.
Единственный момент: непросто подходить, например, к дизайнерам и говорить, что их прототип не понравился пользователям. В таких случаях помогают приглашения коллег на интервью с пользователями. Так они сами видят и слышат, как реагируют люди, и понимают, что им нужно.
Алина Авдонина: Говорить нужно на языке человека, которому ты презентуешь отчёт. Показать графики, расчёт unit-экономики, самые сочные отрывки интервью с респондентами, чтобы всё максимально доходчиво объяснить
О формировании команд исследователей в Kolesa Group и БЦК, будущем профессии, трендах рынка и о многом другом можете узнать в полной версии подкаста по ссылке.