Проект за 24 часа или как хакатон меняет подход к бизнес-задачам

Проект за 24 часа или как хакатон меняет подход к бизнес-задачам


Скорость принятия решений и внедрения инноваций — залог успеха современной компании, особенно, если мы говорим о сфере IT. Нынешний рынок стремительно меняется и к нему успевают адаптироваться не все и не сразу – кто-то развивается эволюционно, а кто-то бросает себе вызов и идет в ногу со временем, меняя тренды. К последнему можно отнести практику организации хакатонов. Слово «хакатон» или «hackathon» произошло от объединения слов «хакер» и «марафон». Это формат мероприятия, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения, например, программисты, дизайнеры, менеджеры, объединяются в группы, чтобы решить проблему или задачу в ограниченное время – обычно сутки или двое. 

Нетривиальное решение на скорости

Впрочем, сегодня хакатоны проводят на любые темы – финансы, маркетинг и даже HR.Задача должна быть выполнена в оговоренное время – это может быть 24 часа, а может быть неделя и даже дольше.

Что может получить компания от хакатона:

·      нетривиальное решение поставленной бизнес-задачи;

·      возможность найти лучших специалистов в свои команды;

·      перспективный стартап на ранней стадии;

·      возможность проверить гипотезу, обкатать новую технологию.

Сами же участники получают опыт и возможность прокачать свои навыки в asap режиме. 

Для себя, для других

Запуск любого хакатона преследует четыре основные цели: расширить воронку инновационных проектов, инновационный рекрутмент, акселерация своей диджитал-трансформации и, наконец, запуск обаятельной маркетинговой кампании. 

Для участников – это отличная возможность хорошо провести время, пообщаться с единомышленниками и интересными людьми, прокачать свои навыки и внести свой вклад в полезное дело. А еще это возможность заявить о себе, сделать проект, о котором можно потом рассказать, например, при приеме на работу.

Хакатоны делятся на два типа: внутренний (его еще называют корпоративный) и внешний. 

Внутренний – среди сотрудников компании и заточен на создании продуктов или решении конкретной бизнес-задачи. Это помогает отвлечь сотрудников от регулярной рутины и погрузиться всей компанией в процесс создания инноваций.

Внешний, или открытый, организовывают вне компании или приглашают в компанию сторонних специалистов. Такой тип хакатона направлен на сплочение команды и продвижение бренда работодателя. Внешний хакатон может помочь закрыть вопрос с кадрами, но необходим комплексный подход к организации: привлечь к себе внимание, пригласить представителей компании, с которыми участники захотят работать, замотивировать участников призами или денежным вознаграждением. 

Кроме того, такие мероприятия позволяют участникам не только проверить свои навыки и идеи, но и расширить кругозор, познакомиться с новыми людьми и найти партнеров для будущих проектов. Это возможность практического применения знаний и творческого мышления, а также способствует коммуникативным навыкам и умению работать в команде. 

Крупнейшие хакатоны мира

Первое такое мероприятие состоялось в канадском Калгари летом 1999 года, где участвовали разработчики со всего мира. Идея оказалась настолько удачной, что позже охватила весь мир. Самый масштабный хакатон был в Европе – ежегодный Junction в Хельсинки. Microsoft, Google, Facebook, Parimatch Tech, Kyiv Smart City, Яндекс, Mail.ru Group и многие другие компании в разных странах проводят внутренние и внешние хакатоны. 

Именно на хакатонах возникли проекты Twitter и Group.Me, который позже был продан Skype за $85 млн. Многие функции социальной сети Facebook тоже были разработаны на внутренних хакатонах компании, такие как «GIF-анимации», «мне нравится», «тегирование». На Startup Weekend в Сингапуре участники придумали маркетплейс Carousell, который привлек инвестиции в размере $70-80 млн. На этом же хакатоне, но уже в Рио-де-Жанейро, победил Талис Гомес с проектом Easy Taxi. Изначально он хотел разработать приложение для мониторинга автобусов, но после того, как полчаса простоял на остановке под проливным дождем, создал сервис для поиска и отслеживания такси. Сейчас компания работает в 30 странах.

Еще один успешный проект был выкуплен Facebook в 2016 году – приложение MSQRD, придуманный белорусскими стартаперами на хакатоне, которое позволяет накладывать маски на лица в фотографиях и видео в режиме реального времени.

А что у нас?

Первые казахстанские хакатоны, скорее, напоминали соревнования по программированию для студентов колледжей. Задача заключалась в том, чтобы собрать начинающих и профессиональных программистов, дизайнеров, проект-менеджеров, проектировщиков, IT-маркетологов и т.д. и дать импульс развитию технологичных стартапов, которые, на тот момент, были мало заметны в казахстанской экономике. Сегодня крупные компании на казахстанском рынке все чаще начали практиковать корпоративные хакатоны для реализации исследовательского потенциала компании. Разрабатывать и в дальнейшем развивать новый продукт внутри компании может быть легче, чем создавать с нуля – есть ресурсы компании, да и подушка безопасности. 

Таким примером может стать опыт Beeline Казахстан. Компания проводит свои корпоративные хакатоны с 2018 года, а также ежегодно выступает в роли партнера и соорганизатора внешних хакатонов. Совсем недавно состоялся питчинг по новому хакатону компании, на основе кейса от подразделения, ответственного за управление данными компании.

Суть в том, что команды должны были в течение месяца разработать решение с использованием генеративного искусственного интеллекта (Generative AI – самый известный пример – ChatGPT) для автоматизации процесса документирования кодовой базы. Из шести команд, свое решение представили две, но по правилам любой игры выиграла только одна, которая соответствовала всем критериям, поставленными жюри. 

Команда, под названием «Not Found», разработала плагин AI-Molodec, который позволяет автоматически генерировать документацию на основе кода с использованием искусственного интеллекта. В ближайших планах – усовершенствовать представленный проект, добавив в него новые функции.

Корпоративный хакатон, проводимый в 2022 году, был посвящен улучшению жизни людей с инвалидностью. Тогда лучшей, по мнению жюри, стала команда с инклюзивным онлайн-кинотеатром BeeTV Open Eyes. Их идея оказалась единственной, которая не требует дополнительной разработки: решение было создано на базе существующего сервиса BeeTV с применением технологий дополнительного комментирования и сурдоперевода.

Суть идеи была в том, чтобы помочь незрячим и не слышащим людям (а их в стране около 170 тысяч) помочь «посмотреть» фильм с аудио комментариями происходящего.

Что же касается внешних хакатонов, то в 2022 году Beeline Казахстан принимал участие в качестве партнера на мероприятии в Nazarbayev University. Хакатон был направлен на поддержку девушек в IT-комьюнити. В этом году компания запустила пилот в направлении нового бизнеса и провела мероприятие совместно с КИМЭП.

Это хороший пример того, как большая компания поддерживает молодые таланты и предоставляет возможность проявить себя, попасть на стажировку или даже устроиться на работу.

 Как показывает мировая практика, проведение хакатонов – это целый процесс, который позволит вашим сотрудникам работать совместно, решая задачи за короткий срок и, создавая порой гениальные решения, которые в последствии можно применить в бизнесе. 

 Как достичь максимума и сделать хакатон реально работающим инструментом?

1.     Учесть каждую деталь. Организация хакатона дело не из легких. Нужно тщательно подумать о подготовке участников, организации рабочих мест, при необходимости, логистике, кейтеринге. Лучше изучить удачный опыт других компании или обратиться к тем, у кого уже есть опыт проведения мероприятия.

2.     Пригласить опытных менторов. Это могут быть сотрудники IT, например, тимлиды, руководители или старшие эксперты или представители других отделов, чья экспертиза была бы полезна в решении задачи хакатона, например, маркетинг, аналитика и другие эксперты, чьи специализированные знания могут натолкнуть участников увидеть ситуацию комплексно. В 2022 году мы пригласили на хакатон, посвященный инклюзивности наших продуктов, представителей НПО, активно работающих над тем, чтобы общество стало более инклюзивным. 

3.     Внутренний маркетинг – важен. Чтобы заинтересовать участников, нужно начать говорить, используя разные инструменты: письма от руководителей, внутренних коммуникаций, призывы в виде статей на внутреннем портале, плакаты в офисах.

4.     Мотивация – стимул к участию. Лучшими призами на внутренних хакатонах считаются инвестиции в создание проекта по выигравшей идее. Это очень мотивирует сотрудников, ведь никто не хочет убрать свою идею на полочку и забыть о ней

5.     Предоставить комфорт. Сразу вспоминаешь опыт проведения первых хакатонов в Кремниевой долине, где участники приносили с собой бинбэги и спальные мешки, ведь участник должен иметь возможность восстановить силы, если хакатон длится сутки или дольше.