Промышленность и карантин. О важности IT-инфраструктуры

Промышленность и карантин. О важности IT-инфраструктуры

Почти все страны пытаются противостоять коронавирусу карантином, невзирая на колоссальный ущерб для бизнеса. Страдает в том числе и промышленность, одна из важнейших отраслей нашей экономики. И пока большинство компаний погружены в искусственную кому, этот сектор продолжает работу, пусть даже им и приходится жертвовать многим.

Мы пообщались с АО НК «КазМунайГаз». Один из лидеров промышленного бизнеса в РК рассказал, как карантин повлиял на работу компании, и почему так важно было заранее укрепить IT-инфраструктуру.

Как коронавирус и карантин повлияли на ваш бизнес?

Пандемия коронавирусной инфекции оказала влияние на деятельность компании. Незамедлительно был сформирован оперативный штаб для постоянного мониторинга ситуации и предприняты превентивные меры для защиты сотрудников группы КМГ, в том числе демобилизация некритичного персонала с производств и проектов, увеличение длительности вахты на месторождениях, перевод работников на дистанционную работу. Весь производственный персонал группы компаний КМГ снабжается средствами индивидуальной защиты — медицинскими масками, перчатками, санитайзерами.

На всех административных и производственных объектах усилен санитарно-дезинфекционный режим, обработке подвергаются все используемые транспортные средства. Во всех вахтовых поселках и на месторождениях был создан стратегический запас воды, продовольствия, медицинских масок, перчаток, необходимых препаратов и оборудования на два месяца. Проводится ежедневный замер температуры тела работников, осуществляется массовое информирование по профилактике вирусной инфекции, в том числе посредством аудио- и видеороликов, объявлений, размещения сообщений в социальных сетях.

Наблюдается ли простой и снижение оборотов? Может ли производство уйти в убыток?

Наблюдается снижение в сфере переработки нефти, что связано с резким сокращением спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке.

Как дела обстоят с удаленной работой? Часть сотрудников, не задействованных в промышленных процессах, переведена на домашнюю работу или находится в отпуске?

На сегодняшний день 90% персонала центральных аппаратов АО «КазТрансОйл», АО «КазТрансГаз» и 75% персонала АО НК «КазМунайГаз» переведены на дистанционный режим работы или направлены в трудовые отпуска. Аналогичная ситуация по другим дочерним компаниям.

Сколько сотрудников работают в компании? Пришлось ли сократить часть?

В компании работают порядка 80 тысяч сотрудников. КМГ, как один из крупнейших работодателей Республики Казахстан, всегда ставил сохранение рабочих мест в качестве важнейшей цели. Абсолютным приоритетом для КМГ остаются здоровье и безопасность сотрудников и членов их семей.

Какие решения из уже внедренных пригодились в текущей ситуации? Например, для организации удаленной работы?

Блоком IT-компании незамедлительно была организована работа по настройке программ для подключения к удаленному доступу всех сотрудников КМГ, настроена переадресация рабочих телефонов на городские и сотовые, организована оперативная обратная связь в случае выявления неполадок.

Для организации дистанционной работы компания использует лицензионные технологии удаленного доступа. Кроме имеющихся и проверенных решений, мы регулярно тестируем альтернативные подходы и продукты. Конкретные наименования продукции назвать не представляется возможным, так как это прозвучит как реклама того или иного производителя.

Используете сервисы для видеоконференций? Если да, то какие?

Да, конечно. Мы используем традиционные аппаратные системы видеоконференцсвязи (ВКС) для проведения онлайн-совещаний в центральном аппарате с дочерними предприятиями, Фондом «Самрук-Казына», госорганами и внешними партнерами.

Что используете для корпоративного управления на удалённой работе? Trello, Bitrix или что-то другое?

На сегодняшний день используются системы для предоставления базовых ИТ-сервисов, таких как электронная почта и система электронного документооборота (СЭД). Также с введением ЧП мы провели пилотное развертывание инструментов для командной работы, обеспечивающих функционал совместной работы над документами, постановки и контроля исполнения задач. Все это осуществляется посредством современных и гибких методологий управления.

Усиливали штат IT?

Переход на дистанционный формат работы несет определенную нагрузку на ИТ-персонал. Мы изменили график работы нашего контакт-центра, обеспечили предоставление ИТ-услуг в выходные и праздничные дни. Тем самым смогли оперативно перейти на удаленный режим, не проводя дополнительных мероприятий в части расширения ИТ.

Пришлось ли закупать дополнительное оборудование?

Плановая поставка ноутбуков была произведена своевременно. Мы обеспечили переход на дистанционную работу 90% персонала компании. В итоге реализована модель повсеместного использования мобильных рабочих мест, позволяющих работать дистанционно как в период ЧП, так и при штатном режиме работы.

Были ли ситуации, если у сотрудника, например, не было стабильного интернета дома, и ему приходилось помогать? Или сотрудники проявили сознательность и сами решили такие вопросы?

Мы проводили анализ. Случаи с трудностями доступа к сети Интернет в домашних условиях у сотрудников имели место. Но после обращения сотрудников в службы технической поддержки операторов, которые предоставляют услугу по месту жительства сотрудников, как правило, подобные проблемы устраняются достаточно быстро. Что касается Компании, мы круглосуточно осуществляем мониторинг информационных систем и каналов передачи данных для выявления возможных проблем на стороне компании.

Используете VPN?

Для поддержания работы ИТ-архитектуры мы используем различные технологии и решения. Как уже говорилось, помимо проверенных подходов и продуктов, мы стремимся постоянно осваивать и что-то новое.

Давались ли дополнительные инструкции или проводили обучение сотрудников по «цифровой гигиене», чтобы предупредить возможные угрозы IT-безопасности?

Обязательно. Наша служба информационной безопасности регулярно проводит инструктаж работников. Были разработаны и направлены всем сотрудникам памятки по поддержанию информационной безопасности.

Что можете рекомендовать другим компаниям и нашим читателям в части IT-безопасности?

Существуют базовые правила. Их нужно придерживаться. Во-первых, это регулярный инструктаж по информационной безопасности. Во-вторых, обязательно используйте антивирусное ПО. В-третьих, необходимо использовать надежные решения для удаленного подключения, такие как криптографическая защита и двухфакторная аутентификация. Ну и, конечно, каждый работник должен иметь под рукой контактные данные служб ИТ и информационной безопасности.