Пути развития системы регистрации IMEI в Казахстане: как развить систему CEIR и уменьшить долю “серого” импорта мобильных устройств


Программно-аппаратный комплекс CEIR (Central Equipment Identity Register) – это важный инструмент для операторов, регуляторов и органов исполнительной власти. Он обеспечивает контроль и учет абонентов мобильной связи, решая огромный пласт проблем, связанных с безопасностью граждан и экономикой государства.

В каждой стране свои ожидания от работы системы CEIR. Если рассматривать функционал комплексно, можно считать, что система работает эффективно, если:

  • Снижается количество краж и незаконного импорта мобильных устройств в стране;
  • Уменьшается количество присутствия на рынке контрафактных  устройств (с пустыми, некорректными или измененными IMEI);
  • Осуществляется противодействие экстремизму, терроризму и другим противоправным действиям (путем блокировки устройств во всех сетях страны);
  • Обеспечиваются регулярные дополнительные поступления в государственный бюджет за счет легализации импорта мобильных устройств;
  • Улучшается ситуация в области защиты персональных данных граждан и др.

Платформа CEIR в Казахстане есть, но она требует развития. На одну из главных проблем, которую она призвана устранить, обращали внимание официальные представители МЦРИАП РК в 2023 г:«Одной из схем «серого» импорта является ввоз в страну поддельных сотовых телефонов. Согласно сведениям «базы данных идентификационных кодов» (БДИК), в настоящее время в сетях сотовых компаний страны функционируют порядка 3,7 млн абонентских устройств, которые имеют дублирующие IMEI коды».

Но это далеко не единственная задача, которую можно решить с помощью CEIR. Какие векторы развития можно предложить действующей в Казахстане системе сегодня? Рассказываем в данном материале.

История регистрации устройств в Казахстане

Регистрация IMEI действует в Казахстане с 2019 года. В срок до 1 января 2019 все абоненты сотовой связи должны были зарегистрировать свои устройства (смартфоны, планшеты, смарт-часы и т.д.) в базе идентификационных кодов (БДИК), а операторы – автоматизировать передачу в неё трех необходимых для регистрации параметров – ИИН, абонентского номера и IMEI-кода. 

Подробные инструкции для абонентов были размещены в открытом доступе, алгоритм действий зависел от конкретного оператора связи.

Основной целью такого учета было содействие работе правоохранительных органов, а именно – предоставление возможности оперативно вычислять и блокировать телефоны в случае потери и кражи. Также система позволяла собирать абонентскую статистику. Эти две функции составляют основу работы системы и сейчас.

Проблемы сегодня

Спустя 4 года после массовой регистрации устройств, благодаря доступной в рамках платформы аналитике, стало очевидно, что проблема с дублирующимися IMEI-кодами в Казахстане стоит особенно остро – статистика поддельных устройств по состоянию на 2023 год насчитывала свыше 3 миллионов. Это означало, что колоссальное количество устройств на момент подсчёта уже было тяжело отследить и заблокировать, например, в случае кражи.

Серые схемы – основной механизм продажи таких устройств. Мошенники обходят налоговые таможенные пошлины и не платят НДС, таким образом устройства не регистрируются должным образом и переходят в нелегальный оборот. Оперативная работа по розыску украденных телефонов затрудняется, налоговые поступления снижаются, доход государства сокращается.

Кража мобильных устройств предполагает не только финансовые потери со стороны владельца, но также представляет угрозу незаконного распространения персональных данных. Получить доступ к поддельным устройствам особенно легко – на сегодняшний день существует множество ПО, ориентированных на взлом. Рассылка фишинговых SMS также активно используется злоумышленниками с целью совершить противоправные действия.

Самое простое, что может сделать абонент для обеспечения своей безопасности – приобретать мобильные телефоны, планшеты и т.д. только в официальных магазинах. Однако, даже при этом оборот нелегальных устройств продолжается со всеми перечисленными последствиями для абонентов, операторов и государства.

Международный опыт работы с CEIR

В настоящее время система контроля абонентских устройств по IMEI введена более чем 30 странах, среди них:

  • Великобритания (результат: снижение количества краж мобильных устройств);
  • Австралия (результат: снижение хищений абонентских устройств);
  • Турция (результат: снижение количества краж мобильных устройств, новые поступления в бюджет от регистрации IMEI);
  • Кения (результат: очистка рынка от контрафактных устройств);
  • Узбекистан (результат: предотвращение черного импорта мобильных устройств на 98%, увеличение поступлений от импорта мобильных устройств на 700%, по данным Газета.uz);
  • Азербайджан (результат: очистка рынка от контрафактных устройств).

Кейсы инсталляции CEIR в соседних странах достаточно показательные. Расскажем про опыт Узбекистана.

В апреле 2019 года была реализована аналогичная платформа по регистрации IMEI-кодов мобильных устройств в Узбекистане – UZIMEI. Основная проблема, которую предстояло решить на тот момент, заключалась в несоответствии объема импорта мобильных устройств и их фактического таможенного оформления (из 3-5 млн телефонов, смартфонов и планшетов официальную регистрацию проходило менее 60 000). 

Это привело к потере таможенных и иных платежей, усложнению конкуренции местных производителей устройств, обороту устройств с некорректным IMEI и прочим сопутствующим проблемам.

В результате работы с компанией, обладающей опытом и экспертизой по инсталляции CEIR, количество официальных импортеров увеличилось в 2.7 раза, доходы увеличились более чем в 8 раз, а количество поддельных устройств сократилось на 98.5%.

Александр Сучков, аналитик и IT-журналист в экспертном обзоре на портале Podrobno.uz приводит следующие данные: “После практического внедрения данной системы с 1 ноября 2019 года до 15 сентября 2020 года было импортировано 911 882 мобильных устройства (на сумму в 47,3 миллиона долларов), и в Государственный бюджет поступило 100,1 миллиарда сумов”.

Примеру Узбекистана следует и Кыргызстан, в котором регистрация IMEI телефонов также является платной.

Решения для Казахстана

Одна из важных проблем, которую выявила действующая в Казахстане система CEIR – большое количество устройств с дублированными IMEI-кодами. Её можно решить разными способами. Для начала – наметить основные векторы, опираясь на опыт других стран, поскольку оценить результат работы действующей системы сложно.

Что можно предпринять?

В Узбекистане, Таджикистане и Турции, например, регистрация IMEI является платной. У такого решения есть свои нюансы, но его можно рассмотреть.

Другой способ борьбы с “серым импортом” – обеспечивать честную таможенную очистку и соблюдать таможенные правила на территории республики Казахстан. Блокировку нелегально ввозимых на территорию республики устройств возьмет на себя система CEIR.

Такое решение также может предложить дополнительную статью дохода в государственный бюджет по аналогии с опытом Узбекистана. 

Потенциал CEIR в Казахстане масштабен и представляет очень перспективное направление для развития. Можно начать с решения актуальных задач и постепенно переходить на весь спектр возможностей, которые демонстрирует опыт использования системы в других странах.

Живая система CEIR постоянно развивается – она всегда открыта к модернизации и новым пакетам обновлений. В экспертных руках она успешно интегрируется с ключевыми системами и государственными порталами страны, помогая эффективно контролировать рынок мобильных устройств, обеспечивать безопасность и поддерживать интересы всех участников телеком-рынка – операторов, абонентов и регуляторов связи.

Догнать мировой уровень развития CEIR и максимально полно использовать потенциал этой системы можно, опыт соседних стран это подтверждает. Отрадно отметить, что специалисты с богатым опытом в части развития и монетизации CEIR есть и на казахстанском телеком-рынке. Они всегда готовы предложить свои решения, например, казахстанская компания SC.Soft, чья экспертиза подтверждена на международном уровне, в том числе, участием в мероприятиях и рабочих группах ассоциации GSMA в качестве приглашенных спикеров. Компания готова участвовать в создании рабочей группы по перспективам развития CEIR в Казахстане и делиться своим опытом и кейсами. 


*Рекламный материал