Роль цифровизации в трудовой сфере
По данным Ranking.kz, кризис, связанный с пандемией коронавируса, сильно подорвал экономику и рынки труда в глобальном масштабе. Число людей, теряющих работу, продолжает расти. По всему миру деятельность государственных служб занятости (ГСЗ) на сегодняшний день направлена на оказание помощи после последствий такого удара для рынка труда и, конечно, для пострадавшего населения. Цифровые технологии сыграли важнейшую роль в эффективной деятельности государственных центров занятости. Ведь именно цифровые каналы коммуникации стали основными инструментами помощи в трудоустройстве и оказании других услуг населению.
Около 66% ГСЗ во всём мире перешли на дистанционную форму обслуживания клиентов: перенесли свои услуги и программы на рынке труда в интернет-пространство или предоставляют услуги по телефону.
В Казахстане пристальное внимание цифровизации социально-трудовой сферы уделялось еще ранее, до пандемии: этот показатель является одним из важных направлений технологической модернизации экономики страны. Алматы считается самым оцифрованным городом РК. По итогам первого полугодия южная столица заняла первое место в рейтинге «умных» городов среди регионов страны. Сегодня 90% видов госуслуг акимата Алматы являются электронными. Также услуги Центра занятости населения Алматы доступны в режиме онлайн. В рамках пилотного проекта от Центра развития трудовых ресурсов через Enbek.kz граждане смогут получить широкий спектр необходимых услуг.
1. Оказание содействия ищущим работу и безработным, в том числе:
• регистрация в качестве лица, ищущего работу, и оказание трудового посредничества;
• регистрация в качестве безработного;
• выбор вакансий на рабочие места, субсидируемые государством (молодёжная практика, социальные рабочие места, общественные работы).
2. Назначение социальной выплаты на случай потери работы.
Чтобы воспользоваться услугами, нужно зарегистрироваться на портале электронной биржи труда Enbek.kz. Также услуги можно получить в Центре занятости населения Алматы, воспользовавшись зоной самообслуживания, если нет доступа к интернету или компьютеру. Это позволит гражданам не ожидать очереди на приём к специалисту центра и минимизировать физические контакты в условиях пандемии COVID-19. В зоне самообслуживания ЦЗ Алматы находятся консультанты, которые разъясняют гражданам, как получить услуги через портал электронной биржи труда.
Конечно, в условиях кризиса нагрузка на государственные центры занятости резко возросла. Внедрение цифровых решений позволяет заметно увеличить эффективность их работы.
За январь–сентябрь 2020 года в Центр занятости населения Алматы за содействием в трудоустройстве обратились 66,7 тыс. человек, из них зарегистрированы в качестве безработных 29,1 тыс. человек. На учёте состояли 35,6 тыс. человек, в том числе 25,7 тыс. из числа безработных.