Штраф за интернет в Казахстане: кнут или пряник, третьего не дано
Качество интернета — извечная тема. То медленный, то плохо ловит. Многие помнят фотографии в интернете с сельскими школьниками, которые в поисках сигнала взбираются на деревья. При этом в министерстве цифровизации говорят о внедрении 5G. И вот теперь, казалось бы, чиновники нашли способ заставить операторов работать лучше — большие суммы штрафов. Сможет ли это улучшить качество связи без повышения тарифов для пользователей и кто оплачивает эти штрафы в итоге, выяснял Bluescreen.kz.
Государство решило ударить по карману
Глава государства подписал закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях". Этому предшествовало пожелание Президента усилить защиту прав потребителей в области связи через ужесточение ответственности операторов за расхождение реальных параметров интернет-связи от заявленных.
Согласно информации министерства цифровизации, количество жалоб на плохое качество связи выросло в 10 раз. Теперь, в случае выявления нарушений операторы связи вместо 100 МРП будут оштрафованы на 1000 МРП, а в случае повторного нарушения в течение года сумма штрафа увеличится до 1500 МРП. Правда, для этого необходимо, чтобы граждане официально обращались в адрес комитета телекоммуникаций либо территориальной инспекции связи. Причем, в жалобе необходимо указать претензии, наименование оператора связи и точный адрес заявителя. Затем последует проверка со всеми вытекающими последствиями. Правда, граждане страны по любому поводу предпочитают официальному обращению соцсети.
На каждый лом найдется прием
По мнению одного из крупных игроков на рынке сотовой связи и интернета — компании Beeline Казахстан, штраф не является эффективным регуляторным инструментом.
"В международной практике используются не карательные, а стимулирующие меры. Например, на развитие связи в сельской местности государство выделяет субсидии и после этого операторы проводят связь. Деньги на штрафы могут быть потрачены на улучшение связи. Важно понимать, что телеком — отрасль, которая требует постоянных инвестиций. Ресурс одной базовой станции ограничен. Это значит, чем больше абонентов и чем активнее они пользуются связью, тем сильнее это влияет на скорость. Чтобы компенсировать влияние, операторы постоянно увеличивают емкость сети: строят новые базовые станции, обновляют оборудование, увеличивают зону покрытия", — сообщили в пресс-службе компании.
Согласно данным компании, капитальные расходы только в 2021 году составили 57,7 млрд тенге. И провайдерам не все равно, какую услугу они предоставляют, поскольку главным фактором при выборе абонентом остается соотношение "цена — качество". Пользователь голосует своим кошельком. Что касается вводимых штрафов, то они, по мнению пресс-службы компании, отрицательно повлияют на сумму инвестиций.
"Такой порочный круг может отразиться на тарифах, а значит, и на абоненте. Штрафы выписываются даже в тех случаях, когда от оператора ничего не зависит. Например, из-за радиофобов. По законодательству оператору требуется разрешение жителей на установку станции базовой связи. Но зачастую они сталкиваются с сильным сопротивлением. Год назад по требованию местных жителей были вынуждены демонтировать базовую станцию на улице Вахтангова в городе Алматы. Найти альтернативное место под оборудование не получилось — КСК и владельцы частных домов были против установки. А спустя год из-за жалобы на качество связи оператору выписали штраф", — отметили в компании.
На сегодня норматив, регулирующий электромагнитную безопасность в отрасли, составляет 10 мкВт/ см2. В большинстве стран Европы, США, Японии и Южной Корее он колеблется от 200 до 1000 мкВт/см2. И решить данный вопрос можно путем монтажа оборудования в осветительные столбы. Не нужно тратить время на поиск подходящего места и месяцами убеждать жителей в безвредности технологий.
Палка о двух концах
Граждане, желающие улучшить качество сигнала, обзаводятся репитерами. В этом случае, остальные получают обратный эффект. При росте данных устройств, цифровой шум становится настолько сильным, что связь ухудшается в разы. Как сообщили в пресс-службе компании, в поселке Раздольное в ЗКО на 300 домохозяйств 70 работающих репитеров.
Ситуация усугубляется тем, что в стране отсутствует сертификация устройств, и зачастую абоненты покупают репитеры неизвестного производства и качества. В результате в таких поселках на радиочастотах творится хаос, через который сигнал оператора просто не может пробиться.
"Еще одна большая история — состояние энергосетей в стране. По нашей статистике, 70% массовых инцидентов ухудшения связи происходят из-за аварийных и веерных отключений электричества. Причем они оказывают не только моментальный эффект, но и накопительный. Все базовые станции оборудованы аккумуляторными батареями на случай отключения света, однако из-за частых перебоев с электричеством срок резервирования с 4-8 часов снижается до получаса", — отметили в Beeline Казахстан.
Выход компания видит в помощи государства. Например, в пересмотре радиочастотного спектра.
"Это как дорога, по которой движутся автомобили. Если вы и ваши соседи по утрам добираетесь на работу одним маршрутом, то попадаете в пробку. Однако если государство найдет неиспользуемые частоты и передаст их операторам, то таких "маршрутов" станет больше, и нагрузка перераспределится", — отмечают в компании.
Еще одна проблема — снижение бюрократизма, в частности на оформление разрешений на строительство и доступ к кабельной канализации, через которую прокладывают коммуникации операторы. Данный процесс может затягиваться до 9 месяцев.
Повлияют ли штрафные санкции на качество сигнала?
Такой вопрос Bluescreen.kz направил министру Багдату Мусину. Однозначного ответа получить не удалось. Пресс-служба министерства перечислила лишь суммы штрафов:
"В 2019 году была проведена 51 проверка и наложено штрафов на сумму 10,8 млн тенге, в 2020 году — 93 проверки, наложено штрафов на сумму 23,9 млн тенге. По итогам 2021 года министерством было проведено 562 проверки в отношении операторов связи и выписано штрафов на сумму 132 млн тенге. С начала 2022 проведено 409 проверок и выписано штрафов на сумму 109 млн тенге", — сообщается в ответе.
Что касается того, что операторы связи могут переложить свои потери на абонентов и это может повлиять на тариф, в пресс-службе сообщили, что согласно рейтингу Internet Accessibility Index за 2022 год, Казахстан занял восьмое место по самым низким интернет-тарифам. Казахстанцы платят всего $0,8 за один гигабайт мобильных данных.
"Вместе с тем, на протяжение нескольких лет операторы связи незначительно увеличивали тарифы на отдельные услуги связи. При этом, рост потребления трафика значительно вырос — в среднем на почти 50%. Повышение стоимости происходит для поддержания качества при растущей нагрузке на сеть и расширения покрытия", — сообщила пресс-служба министерства.
Получается дешевый тариф позволяет его поднять "благодаря" возросшим штрафам? Что касается мер по улучшению качества связи, то помимо государственного контроля, улучшение качества связи достигается за счет предоставления операторам связи налоговых льгот.
"В соответствии с поправками в Закон РК "О введении в действие Кодекса РК о налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый Кодекс) с 2020 по 2025 год предусматривается уменьшение годовой ставки платы за радиочастотный спектр на 90% при условии исполнения обязательств по реализации проектов широкополосного доступа в городских и сельских населенных пунктах. Благодаря этому, операторы смогут (и должны будут) вкладывать (реинвестировать) средства в свои проекты, чтобы развивать интернет-инфраструктуру в сельской местности", — отметила пресс-служба.
Что касается 5G, о котором так долго говорят, по информации пресс-службы министерства, до конца т.г. планирует запустить в городах республиканского значения (Нур-Султан, Алматы, Шымкент), 2023 — 2025 годах в областных центрах.
"На сегодняшний день осуществлен пилотный запуск технологии 5G в городах республиканского значения. Также операторы сообщают о готовности и предлагают создание консорциума операторов связи для внедрения технологии 5G. На данный момент предложения операторов рассматриваются уполномоченным органом в области связи", — уточнили в министерстве.
Величину штрафов узаконили и, если механизм реально заработает, потребителю необходимо понимать — его бремя ляжет на него. Станет ли связь от данных санкций лучше, покажет время.