Система мгновенных платежей Казахстана. Изобрели ли мы велосипед?
В одном из интервью меня спросили: "Наша СМП — это что-то совершенно новое и такого нигде больше нет?". Конечно, есть. Опыт других стран разный, неоднозначный, многолетний, но безусловно полезный и для нас — казахстанцев.
Одним из первооткрывателей подобных систем является Великобритания с Faster Payments System (FPS). Система была создана в 2008 году при поддержке Банка Англии. Ее оператором является Консорциум. К FPS подключены все крупные банки Великобритании. Что примечательно? Даже при достаточно высокой доле безналичных транзакций в стране, после запуска FPS наблюдался и наблюдается рост безналичных операций в стране.
Очень интересен опыт Таиланда. Их Prompt Pay появился в 2016 году, относительно не так давно, но развитие системы показало значительные результаты. Проект финансируется, в отличие от Великобритании, Центральным банком. Все крупные банки подключены к системе, а значительный рост система показала после снижения тарифов за переводы. Также интересен тот факт, что при отсутствии развитой инфраструктуры для функционирования безналичных платежей и переводов, Prompt Pay после запуска показал значительное развитие.
Наш ближайший сосед — Российская Федерация. Старт проекта в России был в 2019 году. На развитие СБП повлияли политические события 2014 года. Инициатор проекта — Центральный банк России, он же является Оператором. К системе подключено более 200 банков, важная особенность СБП: для подключения крупнейшего банка РФ — "Сбербанка", ЦБ РФ пришлось вносить изменения в законодательство, чтобы по сути принудить "Сбербанк" подключиться к СБП.
Опыт еще более ближайшего соседа — Узбекистана. В Узбекистане еще до прихода МП существовали две платежные системы: HUMO и UzCard. Система Humo является составной частью платежной системы Узбекистана. Оператором является Национальный межбанковский процессинговый центр. Функцию Банка, осуществляющего расчеты в национальной валюте в платежной системе, осуществляет Расчетно-клиринговый центр Центрального банка Республики. Эту систему нельзя назвать системой мгновенных платежей (СМП), тем не менее, опыт Узбекистана интересен тем, что их локальные системы, объединяющие различные банки, развивались задолго до прихода в страну МПС. Опыт ровно противоположный нашему.
Ну, и еще один пример аналогичной СМП системы — индийский UPI, созданный как и тайский в 2016 году, охват как вы понимаете миллиардный, так как население Индии огромно. Проект финансируется Центральным банком Индии, основной предпосылкой создания UPI были высокие расходы на обеспечением наличными деньгами населения огромной страны как по территории, так и населению. К системе подключено более 300 банков. С 2016 года наблюдается значительный рост безналичных операций.
Что можно подчеркнуть и применить из опыта других стран у нас в Казахстане? Почти во всех странах, где есть аналог СМП, якорный продукт — это переводы, как правило, бесплатные для конечного получателя. Второй наиболее востребованный продукт — С2B. Наличие СМП — не причина отказаться от сервисов МПС, они могут сосуществовать параллельно. Таким образом, в Казахстане есть все предпосылки для успешного развития СМП как еще одной системы для проведения безналичных переводов и платежей.
У нас есть и будет свой особенный опыт. Опыт Казахстана когда-нибудь будут изучать эксперты других стран. И мое мнение базируется на том факте, что переток в один из банков РК достиг таких объемов, который перевести в СМП будет сложно, так как у клиентов выработана привычка. Но как я уже писала в предыдущей статье: СМП — это возможность для клиентов разных банков РК переводить мгновенно и недорого из своего привычного банка в любой другой банк, а не только один. Обеспечение равных условий клиентам банков, с учетом конкуренции между ними, можно достичь с помощью СМП.