Систему цифровой маркировки обсудили бизнесмены
Представители обувного бизнеса обсудили систему цифровой маркировки с единым оператором.
Рабочая группа в составе единого оператора цифровой маркировки в Казахстане, представителей курирующих госорганов МТИ РК и МИИР РК, а также национальной палаты предпринимателей "Атамекен" встретилась с производителями и импортерами обувной продукции в городе Караганда.
Цель встречи — получить обратную связь от бизнесменов, выслушать мнения и предложения по улучшению системы цифровой маркировки, выяснить, с какими барьерами предприниматели сталкиваются в процессе цифровизации.
Рабочая группа посетила производственные объекты города и пронаблюдала за техническими этапами маркировки.
Один из таких объектов — ТОО "Карагандинская обувная фабрика", которая является одним из крупных производителей специализированной обуви в Казахстане. Производственная мощность объекта составляет 150 тыс. пар обуви в год, ассортимент насчитывает 38 моделей. Как отметил глава фабрики Серик Таласбеков, при реализации цифровой маркировки фабрика не испытала крупных финансовых затрат и технических сложностей.
"Ни для кого не секрет, что контрафакта на рынке обуви очень много. Мы производим спецобувь, и здесь тоже сталкиваемся с контрафактом, не говоря уже про гражданскую обувь. Мы на производстве и ранее проводили свою фирменную маркировку, например, вешали бирки и ставили метки на подошве, а когда столкнулись с цифровой маркировкой, то начали вводить систему, потому что этого просили некоторые наши заказчики, и потому что нам самим важно защититься от контрафакта. Расходы, конечно, есть, но это не сильно большие суммы. А из очевидных плюсов — это однозначная поддержка казахстанских производителей. Если обувь не маркировать, то контрафакт тяжело будет отличить от другой обуви", — поделился он.
Рабочая группа также посетила салон элитной итальянской обуви и аксессуаров Lusso di Italia. По мнению владелицы салона, импортера Гульнары Сынбиновой, для борьбы с контрафактным товаром необходимо, в первую очередь, усилить таможенный контроль.
"Чтобы вывести рынок обуви из тени, для начала надо наладить ситуацию с таможней. Первое, что на самом деле бы сработало — это чтобы таможенные сборы были меньше, чем перевозка грузов "черным Карго", то есть без декларирования, без официальных документов. Если официально импортер тратит 40–45% от первичной стоимости товара на официальную растаможку, то при перевозке "черным Карго" оплачивается 20–25% от стоимости товара. Надо уменьшить эту разницу, сделать сборы в том же размере 20–25%. И тогда сразу исчезнет запрос, который порождает серый рынок", — озвучила она свою позицию.
Гульнара Сынбинова также выступила с предложением продлить сроки маркировки товаров на собственных складах предпринимателей. По ее мнению, наносить марки на собственных складах импортерам гораздо удобнее и безопаснее:
"Сейчас по правилам до ноября месяца можно клеить марки у себя в магазине, а после ноября опять на таможенных складах. Честно говоря, я складам вообще не доверяю. Обувь дорогая. Никто никакой ответственности не несет. Потом мы будем судиться годами, если что-то пойдет не так, когда на складах будут вскрываться коробки. Опять же не факт, что они наклеят марки правильно. Получается, что я одна несу ответственность за весь процесс, начиная от производителя и заканчивая конечным пунктом, хотя до меня коробки с товаром будут много раз открываться разными людьми. На своих складах, конечно, удобнее. Товар пришел, мы все сверили, проверили, я несу ответственность, я клею сама. Вся ответственность процесса — на одном предпринимателе", — констатировала она.
Также выразили предложение, чтобы этикетки с кодом цифровой маркировки печатались за государственный счет на таможнях, и затем выдавались бизнесу для нанесения на коробки.
Кроме этого, предпринимательница озвучила просьбу в адрес МТИ РК обсудить вопрос адаптации правил маркировки обуви на уровне ЕАЭС с учетом мнения и предложений казахстанских бизнесменов. Импортер считает, что обувной рынок обладает особенной спецификой на каждом этапе ввоза и декларирования товаров, и в рамках нынешних правил ЕАЭС маркировка товаров сложно вписывается в торговые процессы казахстанского обувного бизнеса.
По результатам встречи все озвученные замечания приняты рабочей группой для дальнейшей проработки и будут озвучены и переданы в работу всем задействованным структурам на межведомственной комиссии. Подобные встречи планируется проводить регулярно, чтобы систематично и честно получать обратную связь от бизнеса — как местных производителей, так и импортеров.