Советы по безопасным покупкам в интернете
Как известно, онлайн-шопинг быстрее и удобнее, чем традиционные походы по магазинам, ведь он открыт 24/7, и покупки можно осуществлять из любой точки мира.
Однако шопинг в интернете имеет немало подводных камней — оплатив товар банковской картой, его можно так и не дождаться, а ваши персональные данные попадут в руки мошенников.
Вашему вниманию несколько советов от экспертов Службы KZ-CERT о том, как сделать покупки в сети максимально безопасными.
1. Совершайте покупки только на доверенных и защищенных сайтах.
Адрес интернет-ресурса должен начинаться с "HTTPS: //. S" — это означает то, что интернет-ресурс безопасный и то, что данные передаются в зашифрованном виде.
Слева от адресной строки должна находиться иконка в виде закрытого замка. Если иконка красного цвета или перечеркнута, то от покупок стоит отказаться.
Кликнув значок замка, вы увидите информацию о сертификате ИР. Это даст вам информацию о том, кто зарегистрировал ИР.
Если вы получили предупреждение о сертификате, избегайте посещения интернет-ресурса.
В некоторых браузерах и на интернет-ресурсах адресная строка становится зеленой. Зеленая адресная строка — это визуальный показатель надёжности сайта.
2. Предварительно изучите онлайн-магазин.
Если вам пришло письмо на почту или в мессенджер от имени известной вам компании с предложением совершить покупки на её сайте, не торопитесь переходить по ссылке. Лучше скопировать её в браузер и, не переходя, проверить название сайта.
Обычный поиск с лёгкостью решит эту задачу.
Изучите отзывы об онлайн-магазине от других пользователей. Добросовестный продавец всегда дает полную информацию о себе: телефон, адрес и прочие контактные данные.
3. Заведите отдельную карту для покупок в интернете.
Если вы часто делаете покупки или оплачиваете услуги в интернете, безопаснее использовать для этого отдельную карту, не привязанную к зарплатному или сберегательному счету в банке.
Перечисляйте необходимую сумму непосредственно перед покупкой, которую собираетесь потратить, и для обеспечения дополнительной безопасности установите лимит по количеству операций за сутки.
Некоторые банки позволяют создать виртуальные карты, которые действительны только для одной онлайн-покупки.
4. Используйте для онлайн-покупок личные устройства.
Делайте покупки, заходите в свой интернет-банк или мобильный банк только с личного компьютера, планшета или смартфона. При утере устройства, к которому подключено SMS-информирование или мобильный банкинг, незамедлительно позвоните в банк и отключите от утерянного номера все услуги.
5. Используйте систему безопасных платежей.
Когда вы переходите на страницу оплаты, ищите логотипы программ MasterCard SecureCode, Visa Secure и др. Эти программы с помощью технологии 3D-Secure дополнительно защищают вас во время покупок в интернете.
Если онлайн-магазин поддерживает эту технологию, то после ввода реквизитов карты, он перенаправит вас на безопасную интернет-страницу банка. Для подтверждения покупки банк отправит SMS с одноразовым паролем на номер мобильного телефона, привязанный к карте или счету.
6. Никому не сообщайте персональную информацию.
Никому не сообщайте и не передавайте ваш ПИН-код и код проверки подлинности карты (CVV/CVC) — три цифры на ее оборотной стороне. Даже сотрудники банка не вправе требовать от вас эти данные. Если кто-то пытается их узнать, будьте уверены — это мошенник.
7. Защитите свой пароль.
Держите ваши пароли в тайне. При установке пароля желательно использовать случайную комбинацию цифр, букв и символов. Не используйте одно и то же имя пользователя и пароль на каждом сайте.
8. Подключите SMS-оповещения об операциях по карте.
В этом случае вы сразу же узнаете о платеже, которого вы не совершали, и сможете быстро отреагировать — заблокировать карту и опротестовать операцию.
9. Отслеживайте свои покупки.
Найдите номер отслеживания посылки в подтверждении заказа и проверьте статус доставки на официальном сайте сервиса.
Адаптировавшись под реалии жизни в самоизоляции, злоумышленники стали рассылать пользователям письма с просьбой доплатить незначительную сумму для доставки товара, а "доплачивать" получателя такого письма отправляют на уже фишинговый сайт.
После осуществления покупки вы получите на электронную почту подтверждение заказа и счет. Если счет не пришел, то стоит обязательно связаться с компанией, предоставляющей товар/услугу — возможно, произошел технический сбой, а может быть есть основания подозревать, что вы совершили сделку на интернет-странице мошенников.
Безопасных вам покупок!