Современный биллинг как основа комплексных предложений в телекоме: опыт Bercut и крупного оператора в СНГ

Современный биллинг как основа комплексных предложений в телекоме: опыт Bercut и крупного оператора в СНГ


Сегодня потребитель перестал воспринимать оператора только как поставщика услуг связи: он становится центром для приобретения цифровых и офлайн-сервисов в рамках единого продуктового предложения. С этим связана популярность решений, обеспечивающих телеком-операторам возможность для создания конвергентных продуктов и тарификации различных услуг и сервисов. Такие решения одновременно повышают эффективность бизнеса и лояльность абонентов за счет обогащения клиентского опыта.

Тренд на конвергентные предложения задают крупнейшие мировые операторы, и год от года он становится масштабнее. Телеком-рынок СНГ — не исключение. В 2024 году одним из ярких примеров создания технологической базы для запуска конвергентных предложений в телекоме стал проект по внедрению Convergent BSS Bercut в инфраструктуру одного из операторов СНГ. В рамках проекта Bercut, разработчик ИТ-решений для развития бизнеса операторов связи с опытом инсталляций более 29 лет, заменил самописную систему оператора на современный промышленный FMC-биллинг. Теперь поставщик связи сможет предлагать клиентам гибкие тарифы с разнообразным набором услуг, а также быстро выпускать на рынок новые уникальные продукты, в том числе самостоятельно, без необходимости кодирования.  

Зачем операторам Казахстана развивать конвергентные предложения 

В Республике Казахстан самый большой ИКТ-рынок в Центральной Азии и Закавказье. Согласно отчёту IDC, опубликованному на сайте Единой платформы интернет-ресурсов государственных органов, к 2027 году общий объём ИКТ-рынка Казахстана увеличится на 40% по сравнению с 2022 годом.

Среди основных факторов, стимулирующих развитие рынка услуг связи в Казахстане — продолжение роста количества абонентов как в фиксированном сегменте ШПД, так и мобильных сетей. В Казахстане на конец 2022 года было зарегистрировано 25,1 млн абонентов, что на 3,3% больше, чем в 2023 году. Другим важным драйвером развития рынка является реализация государственных инициатив и национальных проектов,  направленных на цифровизацию экономики в целом и на развитие ШПД в Казахстане в частности.

Тем временем, телеком-рынок большинства стран всё чаще сталкивается с трудностями в расширении абонентской базы привычными темпами — задача усложняется по причине рыночного насыщения. В этом контексте стратегия развития комплексных, или конвергентных, предложений для телеком-операторов выглядит особенно выигрышной: она позволяет поставщикам связи находить новые источники монетизации.

Опыт компании Bercut в реализации комплексных проектов для крупнейших операторов России и СНГ показывает, что ускорить развитие технологий позволяет использование современных биллинговых решений. Их гибкая функциональность обеспечивает заказчиков возможностью улучшать клиентский опыт и создавать уникальные конвергентные продукты.  

Реальный кейс внедрения FMC-биллинга в СНГ 

Внедрение FMC-биллинга IN@Voice на базе Convergent BSS Bercut позволит оператору обслуживать абонентов фиксированной и мобильной связи в рамках одной системы. Оператор получит возможность объединять цифровые и офлайн-услуги, телеком-сервисы и продукты компаний других отраслей в рамках единого уникального продуктового предложения.

Результаты перехода на современный BSS-комплекс замечает не только оператор, но и его абоненты. Уже после двух этапов миграции абонентской базы на новый биллинг Bercut получилось ускорить ряд процессов, например, время оформления SIM-карты сократилось вдвое.

Сотрудники оператора, в свою очередь, отметили улучшения в процессе «закрытия биллингового периода», при котором агрегируются все полученные платежи и трафик, выставляются счета для бухучета, после чего никакие корректировки в этот период уже невозможны. Ранее эта процедура занимала 2,5 суток с привлечением 20 специалистов. С новым BSS оператору удаётся решать задачу за 15–17 минут силами одного человека. 

В ходе проекта команда планирует провести ещё около 30 интеграций, а также завершить миграцию на новый технологический стек всех абонентов оператора. Итоги реализации проекта партнёры планируют подвести в 2025 году, когда перед оператором откроются все новые перспективы в развитии конвергентных продуктов, которые предусмотрены решением. Также партнёры ожидают, что в процессе перехода на новый технологический стек компания ускорит подключение абонентов не менее чем на 35%.

За счёт широких возможностей кастомизации решения оператор сможет автоматизировать большинство рутинных операций и в итоге снять лишнюю нагрузку на ИТ-специалистов. Возможность вести интересные проекты и  минимально участвовать в менее значимых рутинных задачах станет одним из преимуществ компании-работодателя в глазах продвинутого поколения. Это особенно актуально для телеком-рынка Казахстана, которому на фоне нехватки квалифицированных ИТ-кадров требуются специалисты со свежим видением. 

Тарификационные платформы в поддержку тренда на конвергенцию 

На телекоммуникационном рынке усиливается конкуренция за счёт увеличения альтернативных предложений в смежных с телекомом сегментах. Операторы по всему миру вступают в конкуренцию с онлайн-платформами и мессенджерами, которые забирают долю доходов от  традиционных продуктов оператора (голосовая связь, SMS/MMS и Интернет). По данным IDC, размещённым KPMG, ежегодный рост выручки от традиционных телеком-услуг и IPTV в мире до 2026 года не превысит 1,8%. 

Предоставление конвергентных продуктов с максимально широким набором телеком и нетелеком-услуг в рамках одного тарифа — это следующая ступень развития FMC-оператора. Такой переход позволит ему сохранить существующие клиентские базы в условиях конкуренции с цифровыми игроками из других отраслей, а также выстроить широкую партнёрскую сеть.  

Но для того чтобы дополнять конвергентные предложения нетелеком-сервисами необходимы инструменты, позволяющие выстроить процесс тарификации нетипичных услуг.  

Долгое время для обслуживания абонентов разных типов сетей и для запуска разнообразных сервисов операторы использовали несколько тарификационных платформ. Каждая из них была разработана с учётом определённой специфики конкретной услуги и ограниченного спектра бизнес-процессов. При таком подходе абонентам оператора приходится оплачивать разноплановые услуги несколькими счетами в разные периоды времени, что вызывает определённые неудобства. 

Тарификационная платформа Bercut совмещает разные уровни доступа и ведёт учет любого типа трафика, вне зависимости от стандартов сети и тарифицируемых единиц. Это делает ИТ-решение эффективным для применения как в телекоме, так и в других отраслях, где необходимо тарифицировать любые виды услуг в цифровом варианте.

Тарификатор Bercut реализован в современной модели микросервисной архитектуры, независим от других продуктов компании и ориентирован на стандарты TM Forum, что говорит о его совместимости с большинством BSS-решений.

За счёт гибких возможностей тарификации, встроенных в современные инструменты, оператор сможет выставлять абоненту в конце месяца единый счёт за все услуги, даже если среди них — классические пакеты Интернета и мобильной связи вместе с абонементом на чашки кофе в любимом кафе.

Как оператору сохранить цифровой суверенитет при сотрудничестве с вендором 

Потребность Республики Казахстан в сохранении цифрового суверенитета стимулирует телеком-компании региона к автономности и управлению своим ИТ-ландшафтом. В частности в начале октября 2024 года премьер-министр республики Олжас Бектенов отметил, что каждая страна (в рамках ЕАЭС) должна сохранять полный контроль над своими информационными системами и данными, разрабатывая и реализуя стратегии цифровизации в соответствии с национальными интересами и приоритетами. 

По мнению Bercut, спрогнозировать, какие отношения установятся с поставщиком, сложно, поэтому ещё на этапе выбора партнёра стоит изучить все возможности предлагаемого им решения. Так, Bercut придерживается стратегии снижения прямой зависимости от вендора: сегодня около 40% всех бизнес-задач клиентов компании выполняются путём простых настроек, то есть без необходимости кодирования и привлечения команды разработчика. Это стало возможным в частности благодаря многоуровневой архитектуре, универсальным механикам и открытым точкам кастомизации, которыми оснащены решения вендора. При этом у каждого клиента всегда остается возможность получить полную поддержку и ресурсы команды Bercut 24/7.  

Описанный подход к поставке современных решений и партнёрству между телеком-компаниями и вендорами позволит телеком-рынку Казахстана ускорить темпы цифровизации с учётом интересов страны в сохранении цифрового суверенитета. 

*Партнерский материал