Создание стартапа: откуда брать идеи и деньги на развитие?
Стартап, в отличие от других бизнесов, это проект с большими рисками и туманными перспективами. Его суть в решении проблем пользователей через инновационные идеи или улучшение устоявшихся бизнес-моделей. Стартап нацелен на привлечение инвестиций и большие темпы роста. Благодаря этому стартапы могут конкурировать даже с крупными компаниями.
Но одного лишь уникального торгового предложения недостаточно. Успешность нового бренда зависит от множества факторов. По данным Startup Genome Report от 2020 года, 92% запущенных стартапов не "выживают". Одним не хватает финансовой поддержки, другим — качественной экспертизы. Можно ли запустить стартап без денег, как выстраивать отношения с инвесторами и что такое "единороги"? Эти и другие вопросы обсудили гости 9 эпизода 4 сезона подкаста "Код и кофе":
- Усоро Пайус, product-менеджер Kolesa.kz;
- Уахат Бастимиев, CEO и сооснователь Verigram.
Откуда возникают идеи для стартапов и как понять потребность рынка
Усоро Пайус: Идеи берутся из болей: своих или пользовательских. Для примера расскажу, как на Kolesa.kz появился магазин запчастей. Людям сложно искать автозапчасти самостоятельно. Для этого нужно ехать на базар, общаться с продавцами. Это непросто, особенно когда не разбираешься в автомобилях и не знаешь, какая деталь куда подходит. На решении этой пользовательской проблемы мы и сделали бизнес-модель. Так обычно и рождаются лучшие стартапы.
Уахат Бастимиев: Советую в первую очередь смотреть на рынок: на его вес в деньгах. А чтобы понять, чего хочет рынок, нужно выходить в "поле" и говорить с людьми, с целевой аудиторией. В офисе проблем нет, бизнес-план нужно обязательно проверять в "жизни", вне офиса.
Где брать деньги на существование стартапа
Уахат Бастимиев: На первом этапе обычно это FFF: friends, family, fools. В Казахстане я бы добавил четвёртую категорию: государственные программы по поддержке стартапов. В целом, для проверки идеи в нашей стране денег много не нужно: максимум 30 тысяч долларов.
Какие менеджерские скиллы нужно качать
Усоро Пайус: Выделю два: приоритизация и критическое мышление. Потому что если ты делаешь стартап, идей и возможных вариантов развития будет много. Нужно уметь сортировать эти идеи и сразу отметать неперспективные. Есть инструменты и фреймворки, по которым можно это делать. Например, через RICE (Reach, Impact, Confidence и Effort) можно проскорить, какой у идеи будет охват, влияние, насколько ты в ней уверен и каких усилий это будет стоить.
Каким должен быть идеальный инвестор, продолжать ли заниматься стартапами, если первый не "взлетел", что такое единороги и многое другое можете узнать в полной версии подкаста по ссылке.